Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

It's a kind of magic!


Пытаюсь освежить свой доперестроечный английский. Читаю последнего "Гарри Поттера" в оригинале, путаясь в словоформах, как спелеолог в тоннелях. Где-то всю эту очаровательную атмосферу я уже встречала, и не только на экране телевизора? И тут до меня доходит.

Все эти магические реалии я хорошо знаю. И даже давно сама с ними живу и работаю. Это старая-престарая ситуация: то, что в мифологии представлено мифом, потом в чудовищно извращенной форме всплывает в науке. Ну, скажем, в средневековье ничего не знали о генетике и гетерозисе (резком повышении наследственных свойств - и в том числе наследственных болезней - у потомков таких союзов), но близкородственных браков избегали инстинктивно. Даже при выведении лошадок и собачек. Обозвали это дело вырождением и просто избегали, не заморачиваясь выявлением причин.

Если так выразиться, наука ищет и находит корень, из которого приметы растут. А магия просто дает этому корню красивое название. И что мы имеем в "Гарри Поттере"? Мир, в котором слово и жест изменяет материальные объекты. Чашку делает кошкой. Кошку - Минервой Макгонагалл. Минерву Макгонагалл - самой вредной старушкой Хогвартса... Ой, нет, это у же не магия, а мания.

Магия - не виртуальность. В первую очередь потому, что никакой опции возврата, отката, бэкапа не предусмотрено. И материальность объекта в магическом мире гораздо весомее, чем в виртуальности. На что же она похожа, если не на виртуальность? На человеческую психику.

И желания, которые нечаянно попавший в миф или в сказку маггл выдает джинну (Саурону, Вол-де-Морту), практически совпадают со списком потребностей по Абрахаму Маслоу:
1) первый уровень - еда и кров (в сказке - богатство);
2) второй уровень - признание и успех (власть);
3) третий уровень - чистая радость самореализации (а дай-кось я силами Зла покомандую).
И, как оно в сказке и положено, на третьем уровне все и прокалываются. Потому что джинны существа хитрые, словно адвокаты или подсознание. Так переврут простой приказ - жизни не рад будешь. Вот возьмут и самого потребителя в джинна превратят, в раба лампы. И сиди там по пояс в тухлом ламповом масле, жди нового приказа господина и повелителя.

Страшная штука отсутствие кнопки "back". Но во всех сказках слово - не воробей. Вылетело - не отмоешься. Притом и проблема психики тоже состоит в отсутствии кнопки "back". Ляпните что-нибудь не то деловому или сексуальному партнеру - увидите, что будет. Этот фай вы не сотрете никогда. А для партнера превратитесь в Вол-де-Морта, или в Пивза, или в морщерогого кизляка.

С другой стороны, психологи знают, какая страшная штука избирательность восприятия. Никакого Беркли не хватит, чтобы объяснить, насколько по-разному мы видим одни и те же вещи. Столы, превращающиеся в кенгуру детская забава по сравнению с тем, как мы преображаем всех и вся внутри собственного сознания. И не только бывших друзей/возлюбленных/супругов - в леших с кикиморами, но и совершенно рядовые, бытовые вещи - в магические.

У Фромма в книге "Бегство от свободы" описывается "волшебный помощник": "это может быть бог, или некий принцип, или реальный человек, например кто-то из родителей, муж, жена или начальник. Важно иметь в виду, что когда реальные люди наделяются ролью "волшебного помощника", то им приписываются волшебные качества; значение, которое приобретают эти люди, является следствием этой их роли. Процесс персонификации "волшебного помощника" часто можно наблюдать в том, что называется "любовью с первого взгляда". Человек, которому нужен "волшебный помощник", стремится найти его живое воплощение. По тем или иным причинам а они часто усиливаются половым влечением - некий другой человек приобретает для него волшебные качества, и он превращает этого человека в существо, с которым отныне связана и от которого зависит вся его жизнь. Тот факт, что этот второй человек находит своего "волшебного помощника" в первом, ничего не меняет; это только помогает усилить впечатление, будто такие отношения являются "настоящей любовью".

Причины, по которым человек бывает привязан к "волшебному помощнику", в принципе те же, какие мы нашли в основе стремления к симбиозу: неспособность выдержать одиночество и полностью реализовать свои индивидуальные возможности. В садистско-мазохистских стремлениях эта неспособность приводит к тенденции избавиться с помощью "волшебного помощника" от собственного "я"; в более спокойных формах, о которых мы говорим сейчас, она выражается лишь в потребности иметь наставника и защитника. Степень зависимости от "волшебного помощника" обратно пропорциональна способности к спонтанному проявлению своих интеллектуальных, эмоциональных и чувственных возможностей. Иными словами, человек надеется получить все, чего он хочет от жизни, из рук "волшебного помощника", а не своими собственными усилиями. Чем сильнее проявляется эта тенденция, тем больше центр тяжести его жизни смещается с его собственной личности в сторону "волшебного помощника" и его персонификаций. И вопрос стоит уже не о том, как жить самому, а о том, как манипулировать "им", чтобы его не потерять, как побудить его делать то, что вам нужно, и даже как переложить на него ответственность за ваши поступки.

В крайних случаях почти вся жизнь человека сводится к попыткам манипулировать "им". Средства для этого могут быть различны: одни используют покорность, другие - "великодушие", третьи - свои страдания и т.д. При этом каждое чувство, каждая мысль как-то связаны с потребностью манипулировать "им", так что ни одно проявление психики уже не может быть спонтанным, свободным. Эта зависимость, возникая из недостатка спонтанности, в то же время дает человеку какую-то защищенность, но вместе с тем вызывает и чувство слабости, связанности
".

Вылитая жизнь под властью философского камня.

Ну и кто из нас не встречался с невидимыми ключами, тапками, носками?.. У меня, например, в холодильнике регулярно заводится невидимый кетчуп. Другие его видят, а я найти не могу. В общем, всюду магия. Живоглот, отстань от Петтигрю, его и так вчера уволили за тринадцатилетний прогул по зоофилическим причинам.

Подозреваю, что популяция волшебников, проживающая без телевидения, кино и интернета в каком-то зачуханном магическом Мидсоммере, воспринимает (вернее воспринимала бы) свой мир таким же бытово-рутинным и экологически-пресным, как и мы свое волшебное бытие по колено в пультах и мониторах. Для мага плохое заклинание - картошка пригорела, для меня комп завис - день насмарку.

Но племяннице я этого все равно не скажу. Она до сих пор мечтает попасть в Тир-нан-Ог, землю вечно юных эльфов.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, ловушки психики, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, философское
Subscribe

  • «Государь, произведите меня в немцы»

    Вот хрен его знает, который раз я об этом пишу. И все равно каждый раз обнаруживаю, что вокруг до черта прекраснодушных феечек, искренне уверенных,…

  • Внутре у русской интеллигенции

    Забавное существо этот наш современный интеллигент. Недавно на фейсбуке иносказательно описала случай, когда товарищ, читавший здесь мою статью для…

  • Убить нельзя воспитывать

    Еще одна моя статья на «Альтерлите» — на сей раз о положительных и отрицательных подкреплениях в критических статьях наших назначенных критиков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments

  • «Государь, произведите меня в немцы»

    Вот хрен его знает, который раз я об этом пишу. И все равно каждый раз обнаруживаю, что вокруг до черта прекраснодушных феечек, искренне уверенных,…

  • Внутре у русской интеллигенции

    Забавное существо этот наш современный интеллигент. Недавно на фейсбуке иносказательно описала случай, когда товарищ, читавший здесь мою статью для…

  • Убить нельзя воспитывать

    Еще одна моя статья на «Альтерлите» — на сей раз о положительных и отрицательных подкреплениях в критических статьях наших назначенных критиков,…