Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Я хренею, дорогая редакция...


Честно говоря, никогда не понимала, зачем деятели искусства добавляют в жизнь своих героев этот момент.  Действует он, как заляпывание человека дерьмом: бумс! -  и уже никто не испытывает к заляпанному сочувствия. Разве что интерес, замешанный исключительно на брезгливости. И когда 90-е годы, перевалив за середину, немного проредили армаду художественных и малохудожественных образов с этой характеристикой в анкете, публика, думаю, выдохнула с облегчением. Уж очень грубая фишка. Просто на глазах оставляет от персонажа рожки да ножки. Как говорится, "подписано - и с плеч долой".

Это мое очередное философское исследование дна глупости на материале Вампуки. На сей раз она притаранила опус, в котором главная героиня спит с собственным папочкой. И издательство по этому поводу блюет по углам. В полном составе.

Ох уж эта Вампука. Вечно она опаздывает за мировой модой лет эдак на пятнадцать. Или на семьдесят-сто. Что, интересно, она себе на сей раз вообразила, что на дворе декаданс и человечество с энтузиазмом пробует новые игры и позы? Или что мы по-прежнему в 90-х и у нас вторая волна сексуального освобождения? Но даже в те времена, когда все МЫСЛЯЩЕЕ (подчеркну - МЫСЛЯЩЕЕ) человечество и разглядывало сексуальные парафилии (сиречь извращения) с невинным детским любопытством, инцест предпочитали использовать, как бы это помягче выразиться, для создания не самых положительных образов. Потому что это тот самый инструмент, которым личность уродуют, а не выпрямляют.

Инцест очень мощная деталь. В принципе, дайте публике понять, что данный персонаж подвергся в детстве насилию со стороны ближайших родственников, и публика додумает остальное. И надо быть готовым, что все ее додумки будут негативными: ага, сейчас пред наши очи предстанет дезориентированный псих, интимофоб, садомазохист, комплексатик, параноик, а то и педофил. И наверняка это он всех угробил, а кое-кого вообще завялил в подвале и схомякал на ежегодном банкете последователей Ганнибала Лектора. И таки да, весь этот набор отклонений действительно может присутствовать в психике человека, подвергшегося насилию в детстве. А может и не присутствовать. Но публике, естественно, не до тонкостей.

Если на стене театрального задника висит нечто под табличкой "ружжо заряжоно", нефиг глаза мозолить. Пусть стреляет, да побыстрей. Так же и с тяжелыми психическими травмами - это даже не "ружжо", а целая установка "Град". Которая может бабахнуть, а может не бабахнуть. Но, конечно же, публика предпочитает, чтобы бабахнула и сразу расставила все акценты и все точки над всеми буквами и слогами. Жертва инцеста - одновременно страдалец и маньяк. И вышеупомянутую жертву надо всем миром ловить и убивать. Из чистой, беспримесной жалости. Или сдавать в поликлинику для опытов - из мстительности (если объект травли сам уже много кого убил и съе... закопал во саду ли, в огороде).

Ну не принято, чтобы персонажи с такими психотравмами тихо-мирно жили-поживали, добра наживали. Не принято, чтобы у них имелись семьи и дети, каковым не приходилось бы держать мамочку (папочку) в подвале в наморднике (как минимум раз в месяц). Не принято, чтобы они здраво мыслили и работали бы на позитивную сторону детективного расследования. Словом, не принято, чтобы они были людьми, а не чудовищами.

Не скажу, что это справедливый подход. Но художественный подход не бывает справедливым. Так что Фрейд ему судья, а я не виноват, как говорил гоголевский городничий.

Есть, конечно, и другой вариант инцеста - исторический, аристократический, осознанный, "для пикантности". Всякие там тираны Калигулы, семейки Борджиа, королевы Марго... Однако в аристократических генеалогических кущах это скорее банальная примочка, чем личностная характеристика. Подумаешь, не на троюродной тете мужик женился, а уложил в постель родную сестру. Еще неизвестно, от какого союза мутантик страшнее родится. Как писал Терри Пратчетт, "в результате чего последний король практически целиком состоял из зубов". В общем, публика на инцестуозные сексуальные эксперименты знати смотрит снисходительно, хоть и не без любопытства. Такого, специфического, с селекционерским оттенком: ну что, как? Ублюдки в результате эксперимента были? И как экстерьерчик?

А Вампука, дитя швейной машинки и тормозной жидкости, родила "промежуточную идею".

Публике предлагается следующая главная героиня детектива: обычная, нисколько не аристократическая (то есть даже наоборот, без роду-племени) шалава, которая трахается с собственным папой, не зная, что он ее папа. Ну не в курсе она, кто ее папа. Вот и спит с кем попало бестрепетно, попутно беременея от случайных партнеров. А в конце книги вообще с большой вероятностью ждет того самого, инцестуозного детища, состоящего преимущественно из зубов.

Вот я вас и спрашиваю: можно подобные вещи всерьез воспринимать? Нет, не в ироническом или абсурдистском ключе, а эдак по-советски, по-комсомольски, в лоб, в духе сериала про ментов? Если, скажем, ты ваяешь сюжет навроде "Убить Фрейда" или "О боже, как низко я пала!", где братья и сестры (в основном сводные) оказываются соединены брачными узами (из-за незнания окружающими хитросплетений интимной жизни очередного распутного аристократа), тогда да, можешь обстебывать декадансную увлеченность ранним фрейдизмом. Но эти простые до умиления существа в простом до умиления дюдюктиве - не герои Альмодовара и Д’Аннунцио. А тем паче не герои Захер-Мазоха (уверена, что Вампука, если при ней назвать этого писателя, немедленно закатит истерику, уверенная, что над нею издеваются).

Что должен сделать книггер, дабы вампукин творческий высе... отпрыск не ассоциировался с пьяным промискуитетом в насквозь проспиртованной семье потомственных алкоголиков? Лично я в качестве человека из зала именно так бы и подумала: героиня родилась в такой алкоголической атмосфере, что в ее семействе все давно облик человеческой утратили; вот и ведут себя соответственно животным этическим кодексам: самец кого поймал, того и имеет, самка когда забеременела, тогда и рожает. Никакого свободного выбора, секс и его последствия по законам дикой природы. А героиня просто продолжает традиции своего тяжелого детства. И все дела.

Причем - повторяю! - это не преступный элемент, а вполне себе - вернее, Вампуке - положительная героиня. И предполагается, что публика ее тоже воспримет как положительную. Только издатель отчего-то уже час, как в сортире тигрят скликает... Но это ничего, привыкнет.

С вампуками работать - по-вампучьи мыслить.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, декоративный пол, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, фигак!, цирк уродов
Subscribe

  • Зразы с сыром и зеленью, проше пана

    Поляки гордятся своими зразами не меньше, чем итальянцы – пиццей. А вот я никогда не понимала смысла запекания начинки в фарше. В конце концов,…

  • Люля-кебабы в духовке

    "Люляки-бабы", как писали в меню советских столовок, насколько мне помнится, были серыми водянистыми тефтелями, от которых почему-то исходил запах…

  • Морковно-имбирные оладьи без яиц

    Очередная постная выпечка. Проблема постных блинов и оладий - отсутствие "румянца", а его обуславливает наличие в тесте меланжа, то есть сдобы -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Зразы с сыром и зеленью, проше пана

    Поляки гордятся своими зразами не меньше, чем итальянцы – пиццей. А вот я никогда не понимала смысла запекания начинки в фарше. В конце концов,…

  • Люля-кебабы в духовке

    "Люляки-бабы", как писали в меню советских столовок, насколько мне помнится, были серыми водянистыми тефтелями, от которых почему-то исходил запах…

  • Морковно-имбирные оладьи без яиц

    Очередная постная выпечка. Проблема постных блинов и оладий - отсутствие "румянца", а его обуславливает наличие в тесте меланжа, то есть сдобы -…