Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Читая очередное многотомное фэнтези


В очередной раз захотелось поднять тему исписантов. То есть отнюдь не бездарных авторов, написавших вполне приличную книгу (или две) и влипших в цикл, как кур в ощип. Полюбившиеся герои, фактически решившие все свои проблемы и сделавшие все свои дела (звучит так, словно речь идет о собачке, выведенной в ночное пописать), получают новых люлей от судьбы и идут мыкать горе по болотам. Прежним составом, с поднадоевшими шуточками, с приостывшим энтузиазмом, с прохудившимися вещмешками и вообще не в лучшей форме.

Я понимаю, отчего это читает читатель: вопрос "Чем все закончится?" никто не отменял. И даже если "все" уже фактически закончилось, сам факт наличия продолжения заставляет не замечать очевидного - история ОКОНЧЕНА. Ее герои обрели себя, выяснили отношения, выбили нишу в окружающей среде и нажили мудрость в очесах. Можно читать про описанную автором вселенную и дальше, коли она всем так полюбилась, но бога ради, пусть действующие лица сменят состав! Кто знает смайлик с молитвенно сложенными ручками - дайте код! Автор! Пощадите наши чувства, не надо лишний раз подтверждать всем известную депрессивную истину: и это пройдет, хоть и светится над головами героев "THE END" и все танцуют под музыку в титрах.

Словом, читатель потребляет очередное продолжение почти против воли, из эволюционно обусловленного любопытства приматов.

Автор, разумеется, вообще лишен права голоса, когда намечается франчайза, кто его спрашивать будет, хочет ли он продолжать изгаляться над героями и ширнармассами? Издательское "К ноге!" - и куда ты денешься, сидя на сворке?

Впрочем, издателя тоже понимаю. Издателя определенного сорта: туповатый гипертим, бойкий и малограмотный, пришедший в издательский бизнес из торговли мясопродуктами, прекрасно разбирающийся в колбасе и пучащий глаза при имени Дюрренматта - оно у него ассоциируется с чем-то особенным, сырокопченым с крупным жиром. Равно как и издателя второго другого сорта: исторгнутый обнищавшей наукой гуманитарий, бывший преподаватель того-сего там-сям. Первый тип ориентируется на свое чутье, которое развито отнюдь не на книги. А если сосиски хорошо продаются, то их будут выпускать, пока люди будут есть сосиски. Второй тип тоже ориентируется на свое чутье, которое всех, читающих продукцию его издательства, воспринимает как стадо скота, пованивающего навозом, но дающего навар.

И несмотря на понимание всех составляющих процесса, я не понимаю, как исписанты завоевывают рынок. То есть куда ни сунешь нос, в чьем разделе электронной библиотеки ни окажешься - исписант. И отзывы в духе "Первые сто три книги цикла прочел с интересом, потом стало задалбывать" столбиком. Еще бы не стало! Уже на третьей книге цикла, как правило, автор задолбан так, что писать может только в обдолбанном состоянии!

Кто-то спросит: а сама-то?

А сама-то я пишу цикл с разными героями. Я не смогла бы продолжить историю Аси, героини "Власти над водами пресными и солеными", потому что Ася себя нашла. Потом, после обретения себя, остаются мелкие повседневные дела и жизненно важные свершения, но главная проблема в прошлом - человек понял себя и принял. Или убил и нож облизал. Но счеты сведены, итог подбит.

Можно писать романы в нескольких томах, когда герой меняется медленно, а цель маячит вдали - это, мне кажется, жестоко по отношению к читателям, которые ждут следующего тома, но оправдано с точки зрения качества вещи. Не то, что бесконечное микширование одних и тех же людей, идей и обстоятельств со сменой специй - чуть больше черного властелинства, на щепотку больше апокалипсиса молотого, нотку беззакония жгучего, припудрить изменой горькой... Авось никто не догадается, что это не полноценное блюдо, а, прости господи, хрючево закусочный тортик из мелко нарубленных остатков былого великолепия.

Верно, есть мастера, способные удержать публику (а вернее, себя) и на седьмой книге цикла: вроде бы все те же и там же, каждая книга цикла описывает самостоятельный сюжет, герои каждый раз приходят под сияющую надпись насчет хеппи-энда, которая из раза в раз оказывается фейком, но интерес публики не угасает. Правда, по большей части персонажи таких циклов - команда спасателей (или адын спасатэл), и история, собственно, не про них, а про их подопечных.

Но и профессиональная необходимость регулярно влипать и вылипать не спасает, когда количество книг становится двузначным. Тут уж либо выходить на другой уровень, переводить проблему из одной плоскости в другую, либо оставить вопрос "Кто я?", задаваемый себе героем, без внятного ответа. Женитьба, рождение детей, опасносте голактеко, спасение котят и хомяков будет восприниматься как антураж для процесса поиска себя главным героем.

Вот вы, например, сколько книг цикла способны прочесть, ежели центральный персонаж все про себя познал еще в первой-второй книгах?
Tags: авада кедавра сильно изменилась, осознание незнания, пытки логикой и орфографией, сетеразм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →