Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Одиллия на колесах

Черный лебедь

Просмотрела "Черного лебедя" с оскаровской лауреаткой Натали Портман в главной роли. Да-а-а, знала я, что Гильдия кинокритиков впала в маразм много лет тому назад и дает "Оскара" главным образом за убедительно сыгранный психоз, но чтоб вот так, под девизом "Мания Жизели Одиллии жжот"...

Так уж вышло, что о балете я, в отличие от Даррена Аронофски, кое-что знаю. Равно как и о психозах. Человек с галлюцинациями, аутоскопические они (явление мнимого двойника) или осязательные, хрен станцует центральную партию, а тем более две, в спектакле наподобие "Лебединого озера". Не говоря уж о том, что танцовщица уровня Портман (миль пардон, господа фанаты "Звездных войн", но это вам не галактику на вселенском совете представлять) не сгодится даже на пятого лебедя у третьего пруда. Нефиг было мучить хореографа на предмет превращения одним махом актрису в балетную. Сперва бы сколиоз девушке вылечили, а то у нее локти торчат и плечи не двигаются.

И все-таки ужасающие деревянно-членистоногие движения, которые для американца, очевидно, вполне сходят за балет - ничто по сравнению с ужасающими кунштюками психики, которые (если вспомнить хотя бы азы психологии и балетной нагрузки) не позволили бы исполнительнице работать над ролью. Человек с такими нарушениями восприятия окружающей действительности, длящимися не менее месяца кряду, без вариантов садится на галоперидол. А восприятие реальности у юной примы плывет так, что вряд ли она способна обращать внимание на партнера и кордебалет. Она попросту не впишется в отведенное ей пространство танца. Она не вспомнит, какие из окружающих фигур реальные, а какие помстились ненароком. Не говоря уж о том, что ее эмоциональные проявления либо запляшут, либо оскудеют так, что никакой хореограф с этим не совладает. И погонит несуразное нечто с роли, даже если до спектакля останутся сутки. Лучше обидеть танцовщицу, чем сорвать спектакль.

Причем если хореограф не замечает, что у него прима скоропостижно спятила, то он дибил. Не чувствуешь исполнителя - не лезь в постановщики. Ибо хватать девушку за разные статьи и демонстрировать ей себя в выгодных позах отнюдь не значит чувствовать исполнителя. Это значит чувствовать нечто другое, весьма далекое от профессиональных качеств.

Между тем именно это "другое" нам пытаются выдать за главное профессиональное качество. Получается, доколе героиня не познает секс так и эдак, Одиллия из нее не вылезет. Не спорю, многим помогает - но не в балете. Если танцовщица зажата, то раскрепощаться ей следует в первую очередь в танце, а не в постели. И все-таки нам весь фильм канифолят мозги насчет того, что роль у девушки не идет. Бестемпераментная она. Танцует хорошую девочку, затраханную властной мамой. Это даже для Одетты маловато, не говоря уж об Одиллии. Кстати, партии Одетты и Одиллии потому часто танцуют разные исполнительницы, что в среднем только одна роль ложится на одну танцовщицу, зато вторая не идет. Многие прославленные балерины отмечали, что органичны только в одной из ролей.

И наконец, концепцию строить - не истерики колоть. Вживание в образ - работа кропотливая и совсем не зрелищная. Колеса, спиртное и депривация (лишение) сна - отнюдь не те средства, которыми может пользоваться танцовщица для улучшения танца. Невыспавшаяся балерина с похмельем, дерматитом и психозом станцует ненамного лучше гримерши-костюмерши. А тем более с осколком зеркала в животе, которым героиня Портман делает себе мини-сеппуку где-то перед последним актом. И ничего, не беспокоит.

Также очень повеселил персонаж с татушкой через всю спину. В балет отдают в 3-4 года. Значит, это глупое созданье уделало себя татуировками минимум лет 12 спустя. И спина месяц заживала, в течение какового месяца лучше забыть про антраша. Ее не отчислили за это время? У нас бы отчислили, не пощадили. К тому же девочка, связывающая свою судьбу с балетом, не станет разрисовывать себе спину хотя бы из тех соображений, что из-за боди-арта ее на ведущие партии могут и не взять: кому нужна татуированная Жизель? Я сомневаюсь, что кому-то нужна и татуированная Кармен, не говоря уж о менее экстравагантных персонажах. Тело, выглядывающее из трико, не должно контрастировать с образом. И из-за меньших, гм, расхождений с ролью танцовщицы над назначением пролетали, аки фанера над Парижем.

Тако же и финал балета, который нам упорно впендюривали всю дорогу как общеизвестный. Ви мене, конечно, извините, но он столь же общеизвестный, сколь Портман - профессиональна.

Да, у "Лебединого озера" туева пуча этих самых финалов, один другого распотешнее.

Изначально в либретто предполагалось, что принц и его лебедушка погибнут в аццкой буре, вызванной колдуном, причем судьба колдуна останется непроясненной. Фиг. Народ недолго терпел это безобразие с непроясненностью. В редакции Вагановой 1937 года Одиллия так запутала принца, что Одетту застрелил охотник-рыцарь, а герой самоубился над ее трупом. В 1945 году Мессерер настоял на том, чтобы злому колдуну в финальном поединке оторвали яйца крыло. А в том же году Лопухов в пандан Мессереру потребовал всех лебедей превратить обратно в баб и сплясать коллективный жизнеутверждающий финал. Ну время было такое, располагающее к жизнеутверждающим финалам. В 1969 году героям дали, наконец-то, возможность жить счастливо even after, а Злому Гению оторвали вообще все что можно, отчего он скоропостижно помре. И в том же году Григорович поставил альтернативный вариант из расчета на девочек-эмо, с падающей бездыханно (но не с высоты, а эдак с места падающей) Одеттой и психотавмированным навеки принцем. В 1996 году Одетту вообще настиг комплекс не то Гризельды, не то Электры: ее похищал папа принца и на озере старался будущую невестку того-с, очаровать танцем, пока не прибегал принц и не отрывал папане то, что еще не оторвали колдуну в предыдущей редакции. Спектакль особого успеха не имел из-за, очевидно, приступов хохота в труппе и в зале. Редакция 2001 года тоже была печальной: Одетту спер нигадяй-колдун, не оставив принцу ничего, кроме тяжких раздумий.

Но ни в одной нет ничего похожего на самоубийство лебедя, прыгающего с возвышения. Потому что постановщики, как ни странно, помнили, что лебедь - птица. И к тому же летающая, не страус.

Словом, фильм не имеет отношения к балету. Режиссер Даррен Аронофски в очередной раз экранизировал психотический эпизод из жизни подростка, переживающего муки самоидентификации. Вот только балет тут при чем?
Tags: дети уже люди, искусство для неграмотных, ловушки психики, уголок гуманиста
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 128 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →