Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Знак равенства между свободой и глупостью


Неделю меня не было - и вот, вернулась. Ну что я вам скажу... Мы здесь, в кругах ада со второго по шестой, конечно, не сливки общества, но люди не нашего круга грешники, по другому делу проходящие - тем более не презент. Короче говоря, ничто не умеет так разочаровать, как мир живых реальность.

Вечно нам ее подсовывают, словно клатчский кофе, отрезвляющий настолько, что пить его можно только предварительно назюзюкавшись. Глянь, кричат, сюда! Глянь, кричат, на истинную сторону жизни! Глянь, кричат, окружающему миру в лицо! Че нос воротишь? Смотри, сколько в нем хорошего, потрясающего и незабываемого! Глянь в глаза действительности! "В глаза смотреть, в глаза-а-а!"

И каждый раз мне смешно. Хочется спросить: а толку?

Вы что думаете, реальности - это нечто, разделенное волнующейся зеркальной пленочкой, как в фильмах режиссеров, лишенных воображения? Э-э-э, нет. Реальности есть нечто проросшее друг в друга, пересеченное общими тропами, населенное общими видами и связанное общими бедами. Не бывает так, чтобы с одной стороны - дверцы шкафа и воняющие нафталином шубейки, а с другой - Белая колдунья и фавны-предатели с музыкальным образованием по классу сиринги. Реальности плавно переходят друг в друга, а не обрываются внезапно, словно вопль облитого водой кота.

Вот почему и в вирте, и в реале многие вещи происходят по одним и тем же сценариям. А те, которые различаются, не лучше и не хуже друг друга - они просто разные. То есть построены на совершенно отличных принципах. Так что их и сравнивать смешно. Ну и вдобавок существуют взаимопроникающие системы. Когда идешь-идешь себе по тропинке, будучи уверен, что тебя окружает сплошной вирт - и вдруг бац! - а ты, оказывается, в реале. Или наоборот. Все неуловимо поменялось, но тебя по-прежнему окружает лес знакомых фишек и ушек, торчащих из разных мест реальности как указатель ее родовой принадлежности.

Чтобы избежать обвинения в вялотекущей шизофрении, попытаюсь объяснить, что конкретно имеется в виду.

Например, взаимозачет чувств. Уж не знаю, где его впервые придумали, а только в вирте он распространился повсеместно. Но и в реал пророс нехило. То есть принцип зеркального взаимозафренда (который изрядно засоряет ЖЖ новичка) переносится на отношения между людьми. Или между пользователями. Люби того, кто любит тебя, презирай того, кто презирает тебя, хвали того, кто хвалит тебя, ругай того, кто тебя обругал - и будет тебе счастье.

При этом мысль, что благодарность не равна ни восхищению, ни уважению, до некоторых людей-пользователей не доходит. А многим вообще кажется, что дамокловы мечи осуждения, сталактитами висящие над головой, вполне могут заставить нелюбящих-неблагодарных исправиться. И быстренько ощутить в сердце жар приязни и стремление познакомиться поближе со всеми, кто их, так сказать, удостоил. Ибо каждое одобрительное высказывание должно быть оплачено, словно чек, выбитый в кассе на определенный товар.

И хорошо, коли таким товаром является всего-навсего ответное внимание. По большей части за свое одобрение люди хотят приобрести кое-что посущественнее.

Согласие. Согласие с их вкусами, мнениями, предпочтениями и установками. А если тебе ИМХО (я полагаю, что сия аббревиатура давным-давно значит не просто "личное мнение", а "личное мнение, которое не положено оспаривать, раз уж произнесено волшебное слово "ИМХО") очередного самовыражающегося имхоиста покажется, мягко говоря, спорным, спорить не следует. Уклонись от обсуждения. Промолчи. Улыбнись в зал. Сделай книксен. Не смей говорить, что скучаешь, раздражен или утомлен вторжением всякой вербальной муйни в пределы твоего личного пространства, что с имхоястым мнением не согласен и даже разочарован в собеседнике. Тебя купили. Ты оплачен и обязан! По гроб жизни! Муа-ха-ха!

Впрочем, по большей части подобные вещи происходят без сопровождения демонического хохота. Чаще под аккомпанемент жалобного всхлипывания на мотив: "Почто котеночка обижаешь, болярин?" или глуповатого хихиканья: "Ой, а чё ты такая серьезная, когда я такой веселый?" Но это различие несущественное, поскольку следующий аргумент идентичен: "Инесса, ты лупишь из пушки по воробьям, я к этому не столь серьезно отношусь!" Получается выгодное предложение в духе "Я не уважаю то, что уважаешь ты, я могу обращаться с этим чем-то исключительно неуважительно, но тебя это раздражает, а следовательно, ты какая-то бешеная. Или давай, быстренько соглашайся со мной (зря, что ли, тебя столько хвалили в качестве предоплаты) - или я обвиню тебя в том, что ты ебанутая на всю голову другая, слишком другая!" Ага. Зеленая и стройная дорогу перешла, объектом неопознанным любовь ее была...

Что меня особенно радует, так это упорное нежелание большей части населения воспользоваться логикой. Хотя бы для того, чтобы понять, где обоснованное, а где необоснованное возражение. Не записывать всех возражающих в безумцы. Дефинировать... хоть как-то и хоть что-то. Исключительно во избежание увеличения списка "слишком других" до бесконечности.

Поясню на примерах, выедающих мне моск проедающих мне плешь не первый... год. Да, счет уже на годы.

Время от времени я объясняю людям разумным и птицам небесным не очень, что наши мнения о роли современной литературы в мировой культуре не совпадают. Многим кажется:
- что отечественная литература, изнемогающая под натиском искателей на грош пятаков - графоманов и их пиар-манагеров, переживает форменный расцвет и вливание свежей кровушки,
- что развлекательную литературу дозволено писать хоть канцеляритом, хоть транслитом, нефиг тут с качеством текста чикаться,
- что произведения, составленные из клише чуть менее, чем полностью, не делают их автора графоманом, а наоборот, делают его писателем, да так, что и расти ему дальше некуда,
- что человек, советующий отнестись к вырабатываемому литературному продукту не как к продукту физиологическому, смешон и наивен,
- что пусть лучше люди пишут ахинею и затоваривают ею книжный рынок при поддержке своих хомячков малолетних и малограмотных почитателей, чем не дай бог, пойдут на панель насмех на противоправные деяния,
- что нет ничего показательного в резком падении качества российской литературы - да, кроме соплей мадам Улицкой нет у нас собственной ниши на мировом книжном рынке, но разве это о чем-нибудь свидетельствует?

Конечно, мне как профессиональному писателю такой подход кажется порочным, чреватым и хищническим. Да он покажется таковым любому профессионалу, которому говорят: а твоей профессией и овладевать не требуется, тоже мне профессия! да ща как сяду, как в носу поковыряю - и высморкаюсь результатом не хуже, чем у некоторых признанных специалистов! Это, ребятки, слова наркомана, варящего ядовитую дрянь из аптечных сиропчиков на волосатой от грязи плите и воображающего себя Луи Фигье, только не с таким смешным именем. И слова, и общая идея - всё наркоманское, неадекватное, маниакальное. Извините, но общаться с ЭТИМ типом сознания "для удовольствия" я не стану. Поскольку люди с подобным отношением к профессионализму могут вызвать у меня разве что разлитие желчи, а это весьма-а-а сомнительное удовольствие...

Но приходится признать: не только в среде ни-разу-не публикантов, но и в среде начинающих авторов постоянно сталкиваешься с нехорошим душком, который я для себя окрестила циническим дилетантизмом. Видимо, приобретя мышление с душком, новички чувствуют себя старожилами, матерыми литературными зубрами. И, конечно, святое дело поучить наивную меня, как следует относиться к литературному творчеству. Получив резкую отповедь и издав жалобный вопль: "А чё я сделал-то?", виртуальные собеседники растворяются в тумане. Невиртуальные, к счастью, тоже. Ну, или в тумане растворяюсь я. Не всегда хочется тратить силы на пояснения. Особенно когда материал не стоит обработки, то есть собеседник не стоит беседы.

И что в таких случаях делает получивший отповедь? Как сказала одна бывшая френдесса, "ты можешь кусаться потому, что тебе нравится кусаться". При этом она, думаю, всерьез полагала, что эта фраза ни разу не синоним характеристики "ты просто бешеная". Люди не видят очевидного, если оно похоронено в их собственных словах. Даже если оно всего лишь прикрыто тонким слоем приторной глазури мнимой любезности. А еще они никогда не читают подзаголовок моего ЖЖ. Хотя он являет собой прямо-таки апофеоз искренности и самую краткую инструкцию по обращению со мной, какую только удалось создать.

Итак, чтобы все-таки обрисовать разницу между мной и теми, кого я считаю бешеными, перейду к категории ищущих не мир, но меч взаимной ненависти.

К этому разряду относятся, в частности, любящие дочери, регулярно заходящие в посты, посвященные моим застарелым (я бы даже сказала, замшелым) семейным конфликтам.

Заходят - и с порога, пыль с ушей не отряхнувши, заводят песнь о собственной мамочке. Разумеется, я не собираюсь оскорблять мамочку заглянувшего на огонек юзера. Для этого я ее слишком мало знаю и слишком мало ею интересуюсь. Но если я всего лишь выражу сомнение в том, что каждая мамочка есть точная копия выдающейся мамочки юзера, существуют и альтернативные варианты мамочек - последует истерическое яп-яп-яп на тему "Ничего святого". А-а-а, говорю я себе, еще одно зашло за порцией взаимной ненависти. Можно же хотеть не только взаимной любви, но и взаимной ненависти? Кому-то, кого гнобят на работе, а дома бьют и плакать не велят. Причем бьет скорее всего та самая мамочка. И чем возражать ей, обожаемой, лучше отправиться в смежную вселенную и посраться там с первым встречным. А может, это мать, утратившая доверие своих детей, изливает свое отчаяние в форме гневного отрицания того факта, что прощение и воссоединение семьи ей не светит. Хрестоматийная реакция.

Можно людей в таком состоянии считать нормальными? Нет. И неважно, сочувствую я им или брезгую ими - они больны. Ну а я не лечу невротиков по интернету, не настолько я безграмотна.

И точно так же я не учу дураков по интернету, ибо вижу всю тщетность сотрудничества с глупостью, возомнившей себя свободой. Она будто мощный запах, который можно терпеть лишь краткое время. Потом ты либо сам начинаешь пахнуть так же, либо избавляешься от... ароматизатора.

Итак, сперва ты усиленно не обращаешь внимания на то, ЧТО это существо изливает на твою территорию в качестве живой беседы. Но мозг, сцуко, все равно реагирует и задает неудобные вопросы. О господи, думаешь ты, ну почему бы этому созданью не ограничиться "плюсадином" или "пацталом"? Почему оно норовит написать, например, что записки императрицы Екатерины сильно уступают в снотворной силе моей юмористической фэнтези (если мне кто-нибудь объяснит, отчего ЭТО должно считаться комплиментом, я ему медаль присужу) - причем желая именно похвалить, а не отругать? Почему оно не понимает ни намеков, ни прямых предложений упростить стиль комментов - для его же блага?

А патамушта ему дорога его свобода. Ведь это не ОНО ограничивает МЕНЯ в моих проявлениях, а Я ограничиваю ЕГО, прося не хвалить меня особо оскорбительным способом, ограничиться предложениями, доступными пониманию их автора. Но коли ему желательно ляпнуть, то ляпнуто будет! И чтоб никаких попыток отбояриться от комплимента, будь добра улыбаться и кланяться в ответ на все, хоть бы и на сущее оскорбление! Поелику автор оного не станет перечитывать свое словоизвращение, дабы понять, что именно он там клавой нашалил. А станешь кочевряжиться - аффтар изольется нотацией на тему "Нельзя так серьезно относиться к себе и к тому, что делаешь!"

Милай! Да ежли я не буду относиться серьезно к себе и к делу, которым занимаюсь, то меня такие агнцы и козлища, как ты, в грязь втопчут! Вам же не знакомо содержание понятий "уважение" и "осмысление", как, впрочем, и понятия "свобода". Вы путаете свободу с волей и безответственностью. И вдобавок каждая биологическая единица вашей популяции верит в то, что ее реакции уникальны. Нет, родные. Это генетический код у каждого из вас уникален, а реакции банальны. Они настолько банальны, что не различаются по месту разрядки и одинаковы что в вирте, что в реале.

И здесь, и там вы считаете меня магазином, в котором пробили чек на безусловное согласие с любой вашей выходкой. Но если на ваш чек ничего такого не выдают, вы становитесь посреди магазина и "кричите букву "А", как Остер советовал. Только это ничему не помогает. Просто потому, что "Вредные советы" не имеют с "Правами потребителя" ничего общего.

И таки нет, на моей территории не железные правила, не надо песен и пикетов. Здесь просто не ставят знак равенства между совершенно разными вещами. А то, что вы к нему, к знаку этому, привыкли, ничего не в силах изменить. Такое уж оно несправедливое, мое пространство.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, разорительная роскошь общения, сетеразм, уголок гуманиста, цирк уродов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →