Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Гном Хренли с шахты Фигли


Как всегда, несколько френдов меня одновременно подняли общую тему - тему главного героя литературного произведения, служащего (или не служащего) идеалом для подрастающего (или давно подросшего) поколения. ann_duglas затеяла в салуне очередную драку, критикуя героев русской классики на чем свет стоит, а skadi_omsk задалась вопросом, может ли главный герой современного развлекательного романа не быть сильным, обаятельным и интересным. И пока Энни сетует на то, что среди Печориных-Чацких-Болконских и положиться девушке не на кого, а Скади размышляет, сколь основательно падает читательский интерес при обнаружении того факта, что герой-то слабак, изложу-ка я свое собственное мнение на сей счет.

Я всегда считала, что герой имеет полное право быть говно говном самим собой во всей природной некрасоте и непорядочности. Даже если автор не планирует на протяжении всего повествования героя развивать и совершенствовать, дабы дурость оного видна была. Даже если автор такой же дурак и отнюдь не красавец, обласканный вниманием окружающих, как оно по большей части и бывает.

Читатель, впрочем, волен не читать произведений, герои которых ему несимпатичны. И фильмов с подобными героями не смотреть. И вообще, когда произведение создается, автор (включая тех, к кому давным-давно манечка величия пришла) не думает о возможности внесения данного опуса в список обязательных для изучения. Человек пишет то, что на душу легло, предлагая свободному читателю свою свободную мысль. А оказывается в руках училки, заявляющей: "Вы можете иметь собственное мнение, но если оно не совпадает с моим, то значит, оно неправильное". И кирдык свободной мысли в голове свободного читателя. Мы имеем рынок рабов, мечтающих выяснить поскорее, поженились главгерои или не поженились, чтобы уже удрать в мир своих грез, где крутость, воля, удаль и атата, а не одни только дурацкие рассуждения про тварь дрожащую, у которой прав нет - отобрали, небось, за вождение в пьяном виде...

Кстати, там, где воля-удаль-атата, мы также имеем рынок рабов. Тех, кто описывает все это раздолье словами разной степени банальности. Потому как не училка, но работодатель говорит им: "Вы можете иметь собственный стиль, но если он не совпадает с моим форматом, то значит, он неправильный". Уюй. А училка-то никуда не делась! Только из Марьванны с мышехвостым пучком на плохо крашеной голове преобразилась в Мурзурафаэлича с попугайчатым галстуком на пивном животике.

Они-то и есть главные компрачикосы XXI века, занятые вбиванием живого и неидеального в рамки не очень-то живого, зато уж такого идеального, что хоть к алтарю его, хоть на алтарь - всё едино.

А глядя на Марьванну с Мурзорафаэличем, как-то необыкновенно отчетливо понимаешь: публика зачитывалась классиками, когда те еще не закаменели в мраморе. Когда их героев еще можно было обсуждать и любить, как любят и обсуждают живых людей, без дурацкого aut bene, aut nihil. Зато теперь... Зачем современной молодежи вникать в причины, побудившие Родиона Раскольникова спланировать нелепейшее из всех преступлений? Да, их мучают те же амбиции и то же желание самолично поубивать всех, кто, по их мнению, не имеет права на жизнь. Да, они так же влипают в кровавую кашу, пытаясь "улучшить качество действительности", да, им потом в лицо плюют и орут: "Отморозок, зачем ты убил пенсионера?!" Но кто из них способен хотя бы провести параллель между собой и персонажами Достоевского?

Да и нужны ли предупреждения в том возрасте, в котором запрет и приглашение суть одно и то же?

В юности мне казалось: лучше бы я это все прочла на третьем десятке. Или даже на четвертом. Смогла бы проследить не только за сюжетом, но и за развитием образов, рассуждениями, описаниями и проч. Словом, много бы хорошего и важного в русской классике почерпнула. А так отравили мне всякое желание классиков перечитывать для более глубокого их понимания. Вот этими самыми "лишний человек", "луч света в", "зеркало революции" и прочей психоэмоциональной штамповкой.

А с возрастом поняла: кабы мне не довелось прочесть эти книги в юности, не читала бы я классику, перевалив за тридцатник. Не читала бы. Именно потому, что для работы над такой книгой нужен навык. И хоть какое-то понимание того, что над некоторыми книгами приходится работать мозгами. Для чего у взрослого человека зачастую ни времени нет, ни желания. Так что отложила бы я "Бесов" или "Господ Головлевых" как чересчур тяжелую нагрузку для мозга и взяла бы в руки что-нибудь полегче. Может, это была бы вполне приличная книга, написанная умелым и талантливым автором. Скажем, "Гадкие лебеди" Стругацких. И что бы я там вычитала? Сюжет. И всю дорогу пыталась бы понять, удастся герою победить подлых мокрецов или они так и будут держать бедных деток в рабстве. Хорошее прочтение "Гадких лебедей", м? Только просьба ко всем комментаторам: не надо мне писать, как именно вы прочли эту книгу и какие чувства она вам навеяла. Пост - о другом.

Ну а если вдобавок предположить, что тридцатилетний некто, не читавший классику в юности, зато читавший много приключенческой литературы, в главных героях токмо идеалы встречал, то как ему читать про обычного человека? Обычного не той обычностью, которая вот-вот обернется крутостью истинно-приключенческого ГГ, а реальной некрутостью рядовой или, как в старину говорили, дюжинной натуры? Для него подобный тип - жалкое УГ, чья жизнь и мысли гроша ломаного не стоят, не то что читательского внимания и сочувствия. А из подобного отношения к обычному человеку что рождается? Правильно. Жестокость и эгоцентризм. Инфантильное миро- и самоощущение, которое у многих людей не проходит ни на четвертом, ни на восьмом десятке.

Нет, я не думаю, что все беды - из-за плохого преподавания литературы в школе. Я думаю, что все беды - из-за плохого преподавания как такового. Когда ни преподаватель не понимает, чему он учит и зачем, ни ученик не понимает, что он тут делает. Отсидит положенное время, отскучает, училку в виде гоблинши и Ктулху нарисует - и идет себе играть. С обаятельными, крутыми, привольно приключенческими персонажами. Из коих никто не размышляет о жизни, никто не страдает от непонимания, никому не интересны чувства окружающих, потому что в игровом пространстве лишних нет. Все к делу приставлены и свою функцию имеют.

Вот и главному герою произведения современного искусства рано или поздно сообщают, что он избранный, а заодно инструкцию прилагают, для чего конкретно избранный. И нефиг рыпаться. Зато реальный человек ждет-пождет инструкции - ан нет ничего. Это что же, самому думать надоть? А с чего начинать? А кто проверит, правильно ответ дал или неправильно? А кто оценку поставит? Загадка. Без привычки думать над такими загадками человек махнет рукой, да и будет жить как живется, ни о чем таком себя не спрашивая - ни кто он, ни зачем, ни отчего. Как будто его в любимую книжку бессловесным статистом на третий план приняли. Гномом Хренли на шахту Фигли. Вон, вход в нее на картинке изображен.

В общем, что бы ни читал ребенок - классику, фантастику или мистику, но учиться осмыслению поступков героя как человека, а не как идеала, читатель должон. Иначе он никакую книгу нормально прочесть не сможет. А главное, не сможет эмоционально повзрослеть. Так и останется в эпохе идеалов, табунами кочующих по страницам-экранам-мониторам. Где "среди розовых кустов гуляли бы всё попарно любовники да друзья…", как говорил циничный Адуев-старший разбалованному Адуеву-младшему. Очень правильно говорил, между прочим.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, дети уже люди, пытки логикой и орфографией, сетеразм, философское, ходите и кадите
Subscribe

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Испанская тортилья с рыбой и картофелем

    Испанская тортилья, в отличие от мексиканской - не пшеничная или кукурузная лепешка, а омлет из куриных яиц с картофелем и репчатым луком. Есть…

  • Зефир на агар-агаре

    Зефир без пектина и без шоколада тоже получается очень симпатичным. Его можно делать практически на любом фруктовом пюре, но оно должно быть либо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Испанская тортилья с рыбой и картофелем

    Испанская тортилья, в отличие от мексиканской - не пшеничная или кукурузная лепешка, а омлет из куриных яиц с картофелем и репчатым луком. Есть…

  • Зефир на агар-агаре

    Зефир без пектина и без шоколада тоже получается очень симпатичным. Его можно делать практически на любом фруктовом пюре, но оно должно быть либо…