Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Власть и антивласть кастратов

Сенезино

Сенезино в опере Генделя «Флавио», Лондон, ок. 1723 г. Приписывается Уильяму Хогарту.

Примерно 25 столетий назад на далеком Эгейском острове Аристотель пришел к заключению, что «все животные, если они прооперированы в молодом возрасте, становятся крупнее и привлекательнее своих непокалеченных собратьев; если же их прооперировать, когда они уже полностью выросли, то никакого увеличения в размерах не последует... Можно вывести общее правило: изувеченные животные вырастают до большей величины, чем неизувеченные».

Под «увечьем» Аристотель подразумевал кастрацию. О том, как она влияет на самцов, было хорошо известно греческому фермеру в IV веке до н.э., равно как и его современному потомку. Но греческий философ имел в виду не только домашний скот. Он имел в виду и человека.

В зависимости от дальнейшего предназначения римляне делили кастрированных рабов на несколько категорий: semivir (полумужчина), eviratus (выхолощенный мужчина), mollis («обабившийся мужчина»), malakos (танцор по образу и подобию женщин).

Строго говоря, евнух и кастрат не одно и то же, поскольку существуют два вида кастрации: белая и черная. При черной кастрации удаляются и семенники, и пенис, таким образом, мужчина становится кастратом. При белой кастрации у мальчика или у мужчины вырезаются только семенники, превращая его в евнуха. Увечье это отнимает способность к оплодотворению, но не мешает заниматься сексом.

Это достоинство немало ценилось женщинами в гаремах, а также поклонницами певцов-евнухов (которых все-таки называли кастратами) в XVIII веке. Известен также случай из истории Китая, когда один из евнухов даже стал отцом детей вдовствующей императрицы и матери правителя. Вероятно, кастрированному в детстве евнуху яички до конца не удалили, а искусственных приспособлений для занятия любовью и в средние века было предостаточно... В Древнем Риме рабов кастрировали даже чаще, чем в Арабском халифате или Китае и использовали мальчиков-кастратов как наложников.

А вот в Древнем Китае операцию делали либо взрослому человеку по доброй воле, либо ребенку в раннем детстве с согласия отца. Пациента укладывали на подогретую кушетку, в положении полусидя, обвязывали материей живот и бедра, а гениталии несколько раз промывали горячей водой с перцем. После операции мочеиспускательный канал затыкали пробкой, а рану закрывали бумагой, пропитанной холодной водой, и крепко перевязывали. Прооперированным не разрешалось пить в течение 3 дней, пока не удаляли пробку. Операция постоянно совершенствовалась, и в Китае достигли наивысших успехов в производстве евнухов.

Но там, где кастрация являлась отголоском древнейших обрядов жертвенного поклонения жестокой – и вместе с тем милосердной – Богине-Матери, например, в Египте, процедура была варварски жестокой. Жрец крепко-накрепко затягивал половые органы шерстяной нитью и вырывал их. Хлынувшую из раны кровь останавливали с помощью пепла и горячего растительного масла, после чего евнуха зарывали по пояс в раскаленный песок, где он должен был провести 5-6 дней. В результате подавляющее большинство кастратов умирали. В Древней Индии будущему кастрату перед процедурой давали изрядную дозу опиума. Его гениталии зажимали бамбуковыми щепками и отрезали острым лезвием. Рану промывали горячим растительным маслом и закрывали тряпкой, пропитанной маслом. Пациент лежал на спине и пил только молоко - до того дня, он пока не придет в себя. Смертельных исходов у индусов было гораздо меньше, чем у египтян.

Со временем на Востоке возникли настоящие центры кастрации, где готовили будущих стражей брачных покоев и идеальных слуг. Вначале «учеников» аккуратно оскопляли, затем обучали надлежащему поведению. Такие «университеты кастратов» находились, например, в Самарканде и Дербенте. Восточных повелителей отчего-то не смущали слова пророка Мухаммеда, запретившего оскоплять зверей и людей.

Есть одна любопытная закономерность: мальчики, которых кастрировали до наступления полового созревания, вырастали необычайно высокими. На гравюре, приписываемой Хогарту, показан кастрат, исполняющий одну из партий в опере Генделя. Он башней высится над другими артистами.

Почему кастраты были такими высокими? Последний ватиканский кастрат Алессандро Морески умер в 1922 году. Но в других странах сотни, если не тысячи мужчин, кастрированных в детстве, жили на протяжении почти всего XX века. Это были придворные евнухи, и их встречалось немало. К моменту отречения у китайской императорской семьи, последних отпрысков династии Кинг, в Запретном городе в Пекине находилось в услужении до 2 тысяч евнухов. Последнего придворного китайского евнуха Сунь Яотина похоронили только в 1996 году. Вместе с его яичками, которые тщательно сохранялись в специальном сосуде. Около двухсот евнухов жило во дворце Топкапи в Стамбуле вплоть до 1924 года, то есть до изгнания султана, которому они служили. Вообще же на обширных территориях, которые некогда контролировала Блистательная Порта, должно быть, насчитывалось намного больше евнухов. В 1920-х годах часть стамбульских евнухов была тщательно обследована группой немецких врачей. То, что они обнаружили, казалось действительно странным. Эти пожилые люди, последние в ряду евнухов, непрерывно служивших своим римским, византийским и османским хозяевам, имели кости подростков.

По мере приближения поздней фазы подросткового периода у детей постепенно закрываются ростовые пластинки – источник клеток, стимулирующих рост кости. Именно по этой причине рост в конце концов прекращается. На рентгенограммах видно, как далеко зашел этот процесс; по ним можно даже определить «костный возраст» ребенка. Если у восьмилетних детей на каждом конце длинных костей имеются широкие ростовые пластинки, то у четырнадцатилетних они сужаются, а у восемнадцатилетних почти или полностью зарастают. У стамбульских евнухов ростовые пластинки так и не закрылись. Напрашивается ясный, хотя и слегка неожиданный вывод: из-за отсутствия тестикул эти люди никогда не переставали расти.

В 1994 году к врачу из Цинциннати обратился пациент с типично евнухоидными чертами – диспропорционально длинными конечностями, несмотря на наличие у мужчины двух неповрежденных и с виду здоровых яичек. Ему было 28 лет, и рост его составлял 204 сантиметра. Необычным было то, что, судя по его водительским правам, его рост в шестнадцать лет составлял всего лишь 178 сантиметров. Иными словами, за прошедшие двенадцать лет он каким-то образом вырос практически на 22 сантиметра. При обследовании пациента была выявлена мутация рецепторов эстрогена.

Эстрогены – эстрадиол и эстрон – являются типично женскими гормонами. Это гормоны молочных желез, менструаций, беременности и менопаузы. Однако у мужчин эстрогены также продуцируются, притом в больших количествах: именно из них вырабатывается тестостерон. Далеко не все имеющиеся у мужчин эстрогены подвергаются трансформации, часть из них остается и играет важную роль в прекращении роста костей. В последние годы были обнаружены еще двое мужчин, один в Японии, другой в Нью-Йорке, не способных продуцировать эстроген из-за отсутствия одного фермента. Оба они также перешагнули за двадцать и продолжали расти. С другой стороны, у детей с избыточной продукцией эстрогена пубертат начинается и заканчивается очень рано. Они растут быстро, но недолго, в результате чего на всю жизнь остаются низкорослыми.

У кастратов (евнухов) также наблюдаются перемены в психике: они становятся флегматичными, малоподвижными, упрямыми, скупыми, скрытными, с оттенком черствости в характере, исчезают бодрость и живость мысли, замечается склонность к депрессивным состояниям и меланхолии. Наряду с вялостью, кастраты отличаются полнейшим равнодушием к людям.

Но все эти болезненные (или не болезненные) последствия кастрации не мешали многим евнухам достичь величия. Причем в самых разных сферах...

Легендарный халиф Харун аль-Рашид, правивший Багдадским халифатом в 786-809 годах, держал при себе две сотни женщин. Его ближайшим наперсником и оруженосцем был евнух Мазрур. Халиф даровал ему весьма сомнительную привилегию отсекать головы своим врагам. Кастраты порой имели огромное влияние на своих господ и даже правили на подобии «серых кардиналов» целыми странами. Например, в течение десятков лет, пока у власти в Византии находился император Констанций II, страной управлял глава его опочивальни Евсебий.

Среди первых отцов церкви известны кастраты, например, философ Ориген (185-254 гг.), Леонтий, епископ Иерусалима, или Валерий (ок. 250 г.), который учредил даже секту кастратов, позднее запрещенную. Но самый известный христианский кастрат – богослов и философ Пьер Абеляр (XII век). Его оскопили после соблазнения знатной девицы Элоизы и рождения у нее ребенка, после чего оба они приняли монашество, и пара прожила долгие годы, ведя романтическую и философскую переписку.

В Лё Палле, месте рождения Пьера Абеляра, стоит памятник ему и Элоизе.

Памятник Абеляру

Многие из знаменитых кастратов были также известны победами на любовном фронте. Еще в Древнем Китае евнухи имели свои семьи - усыновляли детей, брали себе жен и наложниц. С помощью искусственных органов они ловко имитировали любовь. А в XVIII веке, по свидетельству исторических источников, романтическая связь с кастратом считалась заманчивым приключением. Ценилось и то, что сексуальные отношения с ними не могли привести к беременности. У кастратов-гомосексуалистов было еще одно преимущество: они с легкостью могли замаскироваться под женщину – в одного из них влюбился даже Казанова. Циничная эпоха барокко ничего не осуждала!

Более других в Европе прославился певец-кастрат Фаринелли (1705-1782).

Фаринелли

Карло Броски – настоящее имя певца, получил широкую популярность в первой половине XVIII века. Он родился в Неаполе в 1705 году, дебютировал в Риме, затем блистал в Вене, Венеции, Неаполе, Милане, Лондоне и Париже.

Карло Броски был кастрирован в детстве с разрешения своего старшего брата, композитора, боявшегося, что с возрастом тот потеряет свой чудесный голос. Его сопрано покорило самого Генделя, а зрители и особенно зрительницы приходили в экстаз от его голоса, называя певца «божественным Фаринелли».

В великих оперных театрах, таких, как «Ла Скала», царили не теноры, как это происходит сейчас, а, скорее, кастраты. Прославляемые за диапазон, силу и неземные свойства своих голосов, некоторые кастраты становились богатыми, знаменитыми и влиятельными людьми. Фаринелли пел для испанского короля Филиппа V и был награжден титулом кабальеро; Кафарелли стал герцогом и отстроил себе дворец в Неаполе; Доменико Мустафа стал папским рыцарем и штатным директором хора понтифика. Россини, Монтеверди, Гендель, Глюк, Моцарт и Мейербер — все писали музыку специально для кастратов. Когда они пели, зрители в ложах кричали: «Eviva il coltello!» («Да здравствует скальпель!») и сходили с ума от восторга.

Главными особенностями кастратов-певцов были форма и положение гортани. У мальчиков гортань после мутации опускается, и даже у девочек при созревании в какой-то степени происходит то же самое, что отражается на тембре голоса. У кастратов опущения гортани не происходит, то есть связки у них не удаляются от резонирующей полости, что и придает их голосам столь необычную чистоту и звонкость и способствует гармоничности звучания. По своей костной структуре такая гортань больше похожа на женскую как по размеру, так и по отсутствию создаваемой адамовым яблоком кривизны. Тембр тоже был женский, так что некоторые партии сопранисты и певицы могли исполнять с равным успехом: например, партию Ринальдо у Генделя одинаково исполняли и кастраты Николино и Бернакки, и певицы-сопрано Барбье и Вико. Но при всем том гортань кастрата сохраняла положение, форму и пластичность детской гортани, и к удвоенным преимуществам такой «гибридной глотки» добавлялась присущая только кастратам замечательная сила голосовых связок, развивавшаяся благодаря усердным - от 4 до 6 часов ежедневно! - многолетним упражнениям.

В Италии XVIII века около 4 тысяч мальчиков в год теряли свое мужское достоинство ради сохранения ангельских голосов. Но лишь для некоторых эта жертва становилась тропой к славе. Объяснение большого количества кастратов в Европе лежит в запрете на пение женщин в церкви, а затем и в оперных театрах Рима, находящихся под неусыпным контролем папы. Католическая церковь многократно осуждала практику кастрации, но на деле продолжала привлекать таких певцов в капеллы. Именно они пели в хоре Сикстинской капеллы до 1903 года и получали сказочные гонорары и подарки.

К счастью, итальянские кастраты вышли из моды, а сама операция была запрещена папой Пием X в 1920 году. Век кастратов канул в Лету - последний из них, Алессандро Морески, умер в 1922 году. Его голос сохранился на записи с концерта 1902 года в Риме. В современных постановках барочных опер при всей моде на винтаж и аутентизм (историческую достоверность) партии кастратов отдают иногда женщинам меццо-сопрано и мужчинам контра-тенорам. Но их фальцет редко производит то неповторимое чарующее впечатление: сила и мелодичность голоса кастрата намного превосходила женское пение. И некоторые труднейшие оперы Вивальди, Глюка и Генделя оказались вытеснены с театральных афиш.

Другим примером власти кастратов является Китай, где эта процедура известна более 5 тысяч лет. Причем многие из них служили не только при дворе, но и в армии. И добивались заметных успехов на сугубо мужском поприще! Некоторые современные историки даже убеждены, что Америку открыл не Колумб, а один из китайских кастратов - Чжен Хе, известный в XV веке под прозвищем Адмирал-евнух, когда отправился во главе морской экспедиции искать сокровища для царствующей династии Мин. Он совершал в XV веке морские путешествия в Индию, Шри Ланку, Аравию, плавал вдоль берегов Восточной Африки и командовал огромным флотом, насчитывавшим 300 с лишним кораблей и 30 тысяч матросов. Известны даже случаи, когда кастраты практически заменяли императоров во всех сферах жизни.

Китайский кастрат

Есть и примеры, если так выразиться, антивласти: принадлежа к презираемым слоям общества, представители "третьего пола" тем не менее не вымирают от нищеты и позора - и даже достигают того, что в маргинальных группах социума считается успехом.

Такова каста хиджра, одна из каст неприкасаемых в Индии, Бангладеш и Пакистане, в которую входят гермафродиты, кастраты и евнухи, трансвеститы и транссексуалы, бисексуалы и гомосексуалы. Эта община мужчин, которые одеваются и действуют как женщины, называют себя женским именем, многие поклоняются богине Бахучара Мата, одной из многих ипостасей матери-Богини. Согласно верованию, мужчина становится настоящим хиджрой, пройдя через ритуал кастрации, обычно от рук более старшего члена общины: зачастую "хирург" не удаляет пенис и мошонку скальпелем, а отрубает гениталии одним ударом ножа. После чего рана должна долгое время кровоточить - тем самым вымывается все мужское. В большинстве случаев у прооперированных остаются безобразные шрамы.

Хиджра играют традиционную роль в Индии как артисты на свадьбах и в домах, где рождается мальчик. На празднество приглашается группа, состоящая из 5 до 9 хиджра: один играет на барабане, другой – на фисгармонии, остальные танцуют. Иногда хиджра приходят и без приглашения, поют и танцуют, требуя за это "бадхаи", вознаграждение за благословение. В противном случае угрожают наложить проклятие.

Хиджры

Хиджра предпочитают жить вместе в общинах, или "домах", в которых существует четкое распределение ролей и система поддержки. Многие из них на разной стадии своей жизни зарабатывают на жизнь проституцией. Провокация, в том числе и сексуальная - главный прием хиджра. Ярко накрашенные и одетые в пестрые женские наряды, они ходят, покачивая бедрами, по улицам индийских городов. Их появление всегда сопровождается шумом, часто они ведут себя довольно дерзко, порой и агрессивно. В Дели часто можно увидеть, как они окружают влюбленные парочки и вытягивают из них деньги. У хиджра есть культовый сигнал - хлопанье в ладоши. Хлопая в ладоши, можно ругать, дразнить, нападать... Скорее всего, эти жесты и звуки должны имитировать шлепки нагих тел друг о друга во время полового акта. Для индусов они являются непристойными.

В индийском обществе представители "третьего пола" воспринимаются с парадоксальной смесью уважения и отвращения, как всякий маргинальный класс, позволяющий себе слишком много и чересчур свободный в своем поведении. Этим индийское общество не отличается от европейского или американского - в любом социуме изгои позволяют себе слишком много - тем и отвращают, и привлекают.
Tags: история солжет как всегда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →