Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Мирные сплетни злобных карликов


Внезапно задумалась над вопросом: почему в ЖЖ любое проявление негативного чувства диагносцируется как обида? Ну вот, предположим, вам что-то категорически не нравится. Вы этого не любите и не полюбите никогда, даже если чудесным образом разрешатся все ваши проблемы и исполнятся все ваши мечты.

Кто спорит, человек может завидовать тому, с кем такое очевидное-невероятное уже произошло. Надо же, какой феномен - ну все-то у него есть! Повбывав бы. Вместе с тем (и отдельно от этого) человек может испытывать неприязнь к людям и явлениям, которым никак не хотел бы причаститься. Ни одним боком. По многим причинам.

Первая причина - каждый из нас ценит собственную личность, какова бы она ни была. Мы, может, и не прочь поменять свои обстоятельства на более шоколадные и комфортные. Мы, может, не отказались бы избавиться от некоторых тараканов в башке, мешающих ощутить гармонию с мирозданием. Мы, может, охотно улучшили бы свою внешность, социальный статус, финансовое положение и отношения с другими людьми. Но личность - личность не трогайте. Пусть будет.

А причастность к каким-то людям и явлениям как раз и подразумевает разрушение идентичности. Такая уж причастность.

Вторая причина - множество людей ценит тот социальный слой, к которому принадлежит. Даже тех откровенно несимпатичных особ, с которыми приходится общаться по долгу службы или по долгу дружбы. Есть такие друзья и сослуживцы, с которыми общаешься неохотно. Но и до полного разрыва с глубокой заморозкой доводить не собираешься.

Люди много всякого разного ценят, так что количество причин можно умножать бесконечно. Возьмем бритву Оккама и остановимся на двух основных, необходимых и достаточных.

Ну вот. И в неидеальной обстановке есть ценности, от которых отказываться не хочется, даже ради вящего процветания. А то, что этим ценностям противоречит, вызывает отторжение. Случается, ты об этом отторжении пишешь - многословно или немногословно, кому что ближе. Написал - и читаешь отзыв: обида, мол, так и фонит с монитора, аж сдувает.

Хм, думаешь. Это не обида, это что-то другое. Негатив - он многоликий. Бывает неприятие, как бы сказать-то... абстрактное. То есть ни разу лично тебя не задевшее. Меня, например, ни разу в жизни не грабили. Кстати, моих друзей и родственников - тоже. Конечно, у многих тырили кошельки из сумок, но по голове свинцовой трубой, слава всевышнему, ни один не получил. Но это не значит, что я не могу испытывать отвращение к грабителям. Или вот - машины у меня нет, но положение со стоянками и пробками вызывает мое живейшее омерзение.

Так что же, если я эти негативные чувства выражу, то мгновенно получу статус глубоко обиженной грабителями и градостроителями? А как же!

Если я выражаю свое неприятие того положения дел, что сложилось на книжном рынке, первая реакция: тебя обидели? Я, конечно, с этим рынком работаю и вижу его глубоко заднепроходное состояние. Но ЛИЧНО меня рынок, в общем-то, не обижал. Может, позже обидит - тогда я принесу свою обиду в ЖЖ и честно, без обиняков скажу: ой, как я обиделас! Я, в отличие от многих людей, боящихся собственных слабостей, могу себе позволить рассказать об обиде как она есть, не маскируя ее под праведное негодование. Так что уж если я негодую, то без задней мысли.

Или этот Букер скандальный. Какой главный аргумент у защитников афедронной литературы? "Если Колядиной будут говорить, что ее книга плоха, то лишь потому, что всем этим людям никогда не дадут Букера!" Предположим, писатели и критики могут (с натяжкой) подпадать под вышеупомянутое правило. А просто читатели? Великое множество читателей, вовек ничего не писавших - они что, тоже обижены до самых печенок и исходят желчью от зависти?

Человека, который укоряет лауреата некоего конкурса, обвинять в завидущести можно, только если он, как в анекдоте говорится, билет купил. Написал рОман, послал на конкурс... И обломался. Тогда, с большой долей вероятности, он обижен. И завидует победителю. А если укоряющий человек вообще ни разу не конкурсант? Если он совершенно левый тип со своим собственным негативным мнением?

Ах да! Вот еще аргументик: сила чувства. То самое "сдувание монитора". Дескать, если человек рассуждает долго и употребляет сильные выражения, то баттхерт налицо. То есть на попу. А если говорит кратко и вяло, то это человек благополучный и всем довольный.

Вообще-то, вялость и краткость - признак соответственно лени и флегмы. Что зачастую одно и то же. Слабая сила реагирования, обусловленная темпераментом или общим состоянием организма. Ну не у всех же темперамент флегматика и сонная болезнь! Существуют и другие состояния психики и соматики. И они никак не связаны с личным отношением к предмету обсуждения.

Тут уж скорее об агрессивности натуры говорить приходится. Что поделать, агрессивность - дар божий, приходится с ним жить. Мало того, что ты слишком деятельный, чтобы не обращать внимания на всё лично тебя не касающееся, так тебе еще по любому поводу обиду шьют!

Ох уж этот аргумент насчет обидок. Всех нас превращает в злобных карликов, злопыхательствующих из-за своей некондиционности. Тогда как мы... сплетники. Тоже чувство непочтенное, но судачить за чашкой чая о недостатках фаворита и победителя вовсе не означает мечтать о том, как бы оказаться на месте этого самого победителя и фаворита.

Не говоря уж о том, что современный человек с особенным тщанием сплетничает не об отдельных винтиках, а обо всей системе в целом - что в ней скрежещет, заедает, проворачивается вхолостую, пукает и смердит. Неужто это значит, что каждый из нас желает стать, например, бюрократической системой? Или жюри Букера в полном составе? Или гильдией кинокритиков? Или... Вариантов превеликое множество.

Я еще понимаю, когда психологи обозначают термином "страх" целую радугу негативных реакций: омерзение, брезгливость, отчуждение - да мало ли что? В основе каждого из них лежит неприятное ощущение, которого человек стремится избегнуть, а по шкале инстинктов оное интерпретируется как страх. Уж такая примитивная шкала. Хотя, если подойти с бытовой точки зрения, шансон в маршрутке не страх вызывает, а какие-то совсем другие чувства. В частности, чувство, что поездка длится слишком долго. Но даже психолог не начнет допытываться: не напугал ли тебя в детстве дядя с фиксой и тремя блатными аккордами? Потому что знает: эстетический вкус - структура более сложная, чем фобия или мания.

Наверное, те, кто видит обиду за любой критикой, сами боятся нас, сплетников. Их в детстве напугал образ княгини Марьи Алексевны, способной разобрать их по косточкам и на каждую косточку наклеить неодобрительный ярлычок. А иначе с чего бы они так яростно упихивали наши разнообразные негативы в одну и ту же коробочку с надписью "Обида и зависть"?
Tags: авада кедавра сильно изменилась, ловушки психики, пытки логикой и орфографией, разорительная роскошь общения, сетеразм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →