Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Category:

Познай себя и скрой это от другого


Уже не первый раз у меня с френдами заходит разговор о провинции и столице. Будучи москвичкой по рождению (мой первый писк раздался в роддоме им. Грауэрмана, в километре от кремлевских стен), росла я в таком маленьком городе, что его и городом-то назвать трудно. А потому хорошо понимаю систему идентификации в провинции. Хотя предпочитаю мегаполисный вариант.

Обе эти системы хорошо описаны в социологии.

В провинции по сей день произрастает и процветает самая «прозрачная» форма общества – традиционная. Ее «прозрачность» строится на доступности информации – всем обо всех.

В традиционном обществе судьба человека предрешена практически с момента его рождения – его папа-мама-дедушки-бабушки и есть тот фундамент, на котором он построит свою карьеру, семью и проч. Поэтому в провинции из «обобщенного образа семьи» выводится прогноз относительно судьбы, ожидающей ЛЮБОГО человека, от рождения и до кончины включительно.

Если вы, предположим, сын местного помещика, то ваше главное занятие псовая охота, а ваша будущая жена подрастает в соседнем поместье и по шесть часов в день мучает пианино и гувернантку-француженку. Все знакомые (и незнакомые) не предполагают никаких сюрпризов и неожиданностей, никаких там скачков в гиперпространство. Хотя кто знает? Вдруг любитель псовой охоты возьмет да женится не на дочери соседа-помещика, а на ее гувернантке-француженке? Или отправится счастья искать в дальние края? Или (вот ужас-то!) пойдет на сцену и прославится в амплуа комической старухи? Подобные «отрывы» от родного назема практически неизбежно сопровождаются, как говорил герой фильма «Формула любви», «эль шкандалем при посторонних».

А на другом полюсе, в городе, в его маргинальных клоаках постоянно зарождаются новые профессии и новые сословия – сословия людей, носящих маску, людей, о которых ничего нельзя узнать достоверно.

Они умеют удовлетворить любопытство публики выдуманными биографиями, продемонстрировать приятную окружающим манеру поведения, получить максимальную выгоду от общения и сбежать до скандального разоблачения. Потому что в индустриальном обществе все зависит от личности, а родственные связи не играют никакой роли. Эта схема социальной адаптации настолько эффективна, что не могла не получить распространения. И она особенно дорога людям, в чьем статусе имелись «изъяны», помехи для для воплощения амбиций и скорейшей сбычи мечт.

В индустриальном обществе, чтобы как следует познакомиться с человеком, необходимо завоевать его доверие, иначе придется удовольствоваться «легендой» вроде тех, что в каждой серии использует Джеймс Бонд, отправляясь на очередное задание. Член общества предлагает окружающим на выбор две-три-пять масок, по мере надобности и в зависимости от места и времени общения. Вы можете прожить с кем-то бок о бок лет десять, не имея понятия, чем он зарабатывает на ежевечернюю порцию китайской еды и на кассеты с мелодрамами. А на одиннадцатом году в дом ворвется ФБР и повяжет вашего дружка как величайшего афериста, похитителя государственных секретов. Словом, в индустриальном обществе всякий из нас – немного авантюрист. Из тех, кого в старинном романе называли элегантным словом "пикаро".

И как же мы искрим, сталкиваясь с противополярной системой опознания объектов и наведения связей! Как же нас возмущает человек, скрывающий или, наоборот, раскрывающий свое я в чуждой нам манере.
Tags: история солжет как всегда, ловушки психики, разорительная роскошь общения, философское
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Послепраздничное

    Снимать салют очень трудно. Наводишь, ждешь, нажимаешь, а снимает твоя мыльница уже что-то другое. И видоискатель без штатива держать тяжело. Если…

  • О розовых кошках и женогеях

    Пока писала "Цирк уродов", задумалась об упоительной (в смысле возможности философских рассуждений) теме — про ханжескую суть современных…

  • Pepparkakor — имбирное печенье

    Pepparkakor в переводе с шведского значит "имбирный пряник". Хотя на деле это печенье, хрустящее печенье из тех, что поедается, как семечки.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

Recent Posts from This Journal

  • Послепраздничное

    Снимать салют очень трудно. Наводишь, ждешь, нажимаешь, а снимает твоя мыльница уже что-то другое. И видоискатель без штатива держать тяжело. Если…

  • О розовых кошках и женогеях

    Пока писала "Цирк уродов", задумалась об упоительной (в смысле возможности философских рассуждений) теме — про ханжескую суть современных…

  • Pepparkakor — имбирное печенье

    Pepparkakor в переводе с шведского значит "имбирный пряник". Хотя на деле это печенье, хрустящее печенье из тех, что поедается, как семечки.…