Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Извещения так и не доходят...


...но я не желаю испытывать баттхерт по этому поводу. Я лучше поищу для баттхерта (коли уж настроение такое мазохистское) более изысканный повод. Вот, например, критика фантастики и фэнтези.

Я уже упоминала, что с охотой читаю рецензии Маленького Общества Свободных Критиков - сокращенно МОСК. И со многими согласна. И могу отметить изрядный уровень требований собственно к рецензентам. Чтобы не проскальзывало перловочности, которой грешу лично я, и "мое-не мое", "нравится-не нравится", которыми грешим мы все.

Но я постоянно вижу, как КНИГИ упомянутых жанров то и дело сравниваются с ИГРАМИ. Разумеется, книжные жанры не вчера начали сближаться с компьютерными играми. И обмен информацией между фильмами, играми и книжками давным-давно перестал быть контрабандистским. Это вполне легальная торговля, с положенной долей мошенства и рвачества, с откатами ментам и санинспекции копирастам и пиарщикам, с иррациональной надеждой на светлое будущее... Хотя мне, как человеку доизобразительной эпохи, привыкшему к вербальной информации, совершенно непонятно: ЗАЧЕМ уничтожать те качества книги, которые только в вербальном искусстве и имеются?

Скажем, мотивация квеста. Откровенно говоря, скоро аффтары начнут писать в качестве полноценного объяснения "game one" или "ну придумайте сами что-нибудь". Во множестве книг ответ на вопрос "Почему герои тащатся хрен знает куда на верную смерть?" практически отсутствует.

Нет, про близящуюся гибель мира я в курсе. И что? Это таки повод помереть молодым? Ну вот когда грякнет, тогда и перекрещусь! - нормальный ответ на столь ужастную перспективу. Человек без гипертрофированного чувства ответственности за ВЕСЬ МИР вступаться не станет. У него ЧСВ не хватит. Он сразу ощутит себя маленьким таким, метр сорок и сбоку припека. Даже если у него есть меч, который шутит басом и плавает брассом. И даже если он согласится на роль Второявленного Спасителя, бросит все и станет делать Темному Властелину кораблик а-та-та, сомнения на тему "А тому ли я дала-то?" "А туда ли я иду-то?" заявятся в его сознание еще не раз и не два. Они, как известно, в свое время и Первоявленного Спасителя мучили...

А вот персонаж игры пойдет куда угодно просто потому, что кнопичку нажали. И ни разу не усомнится в том, что ему следовало ввязываться в квест, в войнушку, в интрижку, ни разу не скажет честно, хмуро, без кокетства мэрисьюшного: я все только усугубил и испортил, я не тяну на супермена, простите меня, православные люди, эльфы и дварфы!

Потом, откуда у ГГ святая вера не только в себя, но и в примкнувших к? Если в реальной жизни к тебе кто-либо примкнет, ты ему с ходу жизнь свою вверять не станешь. А вдруг он всего-навсего выпить на халяву решил? И едва почует, как его новые дружбаны разбудили лихо, которое допрежь было тихо, - так сразу же и смоется со всем боевым арсеналом, оставив тебя с неприкрытым тылом? В жизни, прежде чем человек врастет в компанию, проходит довольно много времени. И "прописка" новичка - довольно жесткое испытание в любых условиях. Включая условия рядовые-бытовые, никакими армагеддонами миру не грозящими.

Зато в игре, если команда пополнилась очередным квестуном, новопримкнувшему сразу вверяют жизнь, честь и обширный участок правого дела, не спрашивая ни анкет, ни резюме, ни портфолио.

Про деление на светлых-темных я вообще молчу. Сплошь и рядом в книгах натыкаешься на личностей, вздумавших отомстить всему миру за то, что их деревню сожгли злые наемники аккурат в тот момент, когда добрая мамочка поставила на стол полную миску вкусной мамалыги. За маму и мамалыгу! - кипит душа недокормленного дитяти. Тысячи лет кипит. В нормальных условиях оно бы уже выкипело, оставив после себя хладен пепел и желание состариться в уютном домике на берегу моря, приносящем пользу и удовольствие (с). Но у темных вместо обычных комплексов какие-то неисчерпаемые горшочки в душе.

В игре оно и понятно: назначили темным - ненавидь весь мир и не питюкай. Не нравится - в следующий раз сыграешь за светлых.

Любовь опять же. Опять же любовь. Различие между ролями напарницы и возлюбленной стирается после третьего обмена комплиментами типа "Ну ты козел!" - "Ну ты коза!" Отчего-то путь к нежным чувствам непременно лежит через подростковое шипение, фырканье и демонстрацию коготков в одну морду. Несмотря на бесконечные пикировки, вероятность вечной люппви только крепше. И если кто-то из возлюбленной пары попадет в плен к Чорному-чорному Властелину в Чорный-чорный Замок, герои прутся на выручку, рискуя успехом всей кампании.

Такого даже в игре нет. Потому что в этом вопросе игра разумнее: коли ты рискуешь целым миром, нефиг разбрасываться возможностями победы. Посидит твоя краля в подполе, подождет окончательного триумфа. Не гибнуть же вселенной из-за твоего умопомешательства на случайной попутчице, герой.

Кроме того, отсутствие биографии. Жизнь ГГ делится на "до" и "после" с такой четкостью, словно ему лобные доли удалили и силиконовый протез на их место вставили. Из прошлой жизни остается разве что владение кунг-фу. И то лишь потому, что навык уже сформировался и из памяти мозга переквалифицировался в память тела. Зато лица родных, друзей и любимой канарейки испаряются, словно роса на файерболе. Ничего ГГ этого не помнит и просит ему со всякими глупостями в ходе квеста не мешать.

Но это в игру персонаж приходит голеньким. Если не считать доспехов. А человек, в том числе и шестнадцатилетняя мэрисья, имеет много гитик. Да и маму с папой, какие бы они ни были сволочные старперы, пожалеть стоит: каково-то им приходится - непутевый детеныш пропал без вести прямо из своей комнаты, ни теплой одежды, ни рюкзачка с сухпайком не взял, где его искать, неизвестно, а впереди - одинокая старость...

Потом, статичность миров по-ра-жа-ет. Ни язык там не меняется, ни режим правления, ни система ценностей, ни менталитет. Как оно было с начала времен Гребаной Пустошью, так в Цветущую Долину и не превратилось. Ирригации не знают? Остаточной радиации боятся? Предположим. Но через тыщу лет (а меньшими отрезками времени в фэнтези пренебрегают) и Болота Сексуально Озабоченных Демонов превратились бы в Торфяники Матерящихся Торфоразработчиков. Причем названные на другом языке другим племенем, каковое племя пришло фик знает из-за каких Дальних Холмов и ассимилировало Приболотных Приблуд к чертям в болото.

Игра, естественно, не располагает возможностями менять языки и племена на не предусмотренные разработчиками.

Также ездовая скотина. Кто-нибудь когда-нибудь видел лошадь с жопы после пяти часов неспешной езды? Кто-нибудь знает такое слово - "потник"? Лошадей в фэнтези меняют только если они упали с донжона на дракона головой вниз. Другой причины дать коням роздых не существует. На одной и той же скотине едут все подряд месяцами напролет. А чтобы лошадь выглядела еще достоверней, ее делают плотоядной и... да! Чорной!

Компьютерная игра предусматривает ездовых чорных энерджайзеров с копытами и героев с ляжками, нечувствительными к конскому поту.

Вот еще порталы. Скажите, они есть или их нет? Их есть или нет, скажите мне? Почему неделями, не моясь, не писая, не какая и непрерывно переругиваясь, герои бредут ногами - своими и конскими - через города и веси? А потом хопа! - и применяют портал. И невозможность его изначального применения объясняется приписками надоев и продаж: на таком расстоянии портал не действует, надо точно представлять, куда ты хочешь попасть, это некачественный портал, его делали узкоглазые желтые демоны из племени Чина.

Конечно, портал, ведущий с уровня на уровень, уничтожает игру в зародыше. Поэтому и приходится прорубать маршрут через джунгли, заросшие троллями и ограми.

Это далеко не все вопросы, которые мне хотелось бы задать современному фантасту. Притом, что ответ мне известен: ой, какая ты нудная, нудная! И хочешь, чтобы книжки были такими же нудными!

Да нет. Я всего-навсего ценю хорошо сделанные миры. В которых люди остаются людьми, животные - животными, пространство - пространством, сознание - сознанием, а бытие - бытием. Только встречаюсь я с ними все реже и реже. Что удручает.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, искусство для неграмотных, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста
Subscribe

  • «Государь, произведите меня в немцы»

    Вот хрен его знает, который раз я об этом пишу. И все равно каждый раз обнаруживаю, что вокруг до черта прекраснодушных феечек, искренне уверенных,…

  • Убить нельзя воспитывать

    Еще одна моя статья на «Альтерлите» — на сей раз о положительных и отрицательных подкреплениях в критических статьях наших назначенных критиков,…

  • Этот дрыщ считает себя Ктулху?

    Вот представьте себе, дорогие друзья, графомана, который лет надцать назад "по фантастике пошел". Буратинистый такой понтаст, чьи мозги навек…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments

  • «Государь, произведите меня в немцы»

    Вот хрен его знает, который раз я об этом пишу. И все равно каждый раз обнаруживаю, что вокруг до черта прекраснодушных феечек, искренне уверенных,…

  • Убить нельзя воспитывать

    Еще одна моя статья на «Альтерлите» — на сей раз о положительных и отрицательных подкреплениях в критических статьях наших назначенных критиков,…

  • Этот дрыщ считает себя Ктулху?

    Вот представьте себе, дорогие друзья, графомана, который лет надцать назад "по фантастике пошел". Буратинистый такой понтаст, чьи мозги навек…