Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Непрерывно обзирая


Эта книга была мною раскрыта ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО за название. «Практическая демонология» - почти то же самое, что и «Практическое демоноводство». Вот только Кристофер Мур, написавший «Практическое демоноводство», одну из моих самых любимых книг, и Елена Малиновская, создательница «Практической демонологии» - это, мягко говоря, не равновеликие авторы.

Не знаю, имело здесь место прямое воровство или простое совпадение. Непорядочность нового поколения пейсательниц идет голова к голове с их же невежеством. Впрочем, я попыталась уговорить себя на совпадение и не злиться на автора ДО начала чтения книги. А вдруг там есть что почитать за пределами тех самых 15 %?

Хрен вам - и вашу любимую песню «Валенки» впридачу.

Обычно в качестве улик я привожу корявые фразы из обзираемого (спасибо sova_sovinishna за этот емкий термин!) труда. Этот прием называется «перловка» и, в общем-то, полноценной рецензией не считается. Зато исчерпывающе показывает, что мы имеем дело с корявым графоманом, далеким от грамотности, как слуги народа от народа. Но бывает так, что графоманство залегает чуть глубже. Книга становится гладенькой, безликой и незапоминающейся. Силос для мозгов.

Вот я и напала на модель опуса под названием «силос»: содержимое лежало дохлой кучей, откровенных идиотизмов в тексте не намечалось, герои что-то такое все говорили, говорили… А о чем, собственно? Лишь сосредоточившись, удалось понять: главный герой – потомственный некромант. К нему девушка пришла. Ее хотят убить. Или не хотят? Или не убить? Или… Простенькая завязка расплывалась, раскисала в болоте ненужных, отвлекающих слов и событий. Вот и пресловутые 15 % текста пройдены, а ГГ с недоубитой жертвой так и не сказали друг другу ни единой дельной фразы. Чем же они на протяжении без малого пятой части книги занимались?

Нет, не этим. Если бы они занимались ЭТИМ, налицо было бы активное действие, характеризующее персонажей не хуже, а то и лучше слов. Но персонажи занимались тем же, чем и всегда в нашем малоуважаемом фэнтези - шютками и жалобами. Некромант детально припоминал шалую юность свою:

a) пьянки…

Было дело, однажды я наклюкался с тамошним охранителем, даром, что умертвие, а самогон хлебал за милую душу. И огурчиками солеными не брезговал, а поначалу все ныл, что лучше живой плоти закуски не бывает.

б) гулянки…

…с пьяных глаз в деревню шалить отправились. Охранитель в печную трубу утробно завывал и ставнями хлопал, а я у входной двери дожидался. Только кто из избы испуганно ломанется – за шкирку ловил и на ухо со зловещим придыханием кричал: «Покайтесь, люди, скоро последняя битва богов!» Ох, сам знаю, что дурак. Но тогда это так весело казалось. Веселились мы так, веселились, пока на местного кузнеца не нарвались. Едва я его за шиворот схватил, как он, недолго думая, развернулся и мне кулаком прямо в глаз засветил. А на умертвие полное ведро святой воды опрокинул, чудо, что не попал.

в) бабенки…

…нечего было изображать влюбленного рыцаря и штурмовать второй этаж трактира, где укрылся объект моего вожделения, оседлав верхом иллюзорного дракона. Конечно, это выглядело весьма внушительно, но кто же знал, что под воздействием винных паров так трудно рассчитать силы. В итоге заклинание быстро и без следа развеялось, а я на потеху собравшейся публике грохнулся с немаленькой высоты. Слава Богам – хоть угодил на телегу с сеном, а то бы упокоился прямо там. Правда, жаловаться мне все равно не стоит. Потому как ночью, польщенная такими стараниями, девушка щедро вознаградила меня за минуту прилюдного унижения.

г) мамашин диктат, как мне кажется, вполне обоснованный - при таком-то сыночке...

Помнится, однажды какой-то неразумный крестьянин решил продать в замок несвежую рыбу, полагая, что знатная дама вряд ли опустится до выяснения отношений и возврата денег. Как же жестоко он ошибался! Матушка отыскала горе-дельца и собственноручно отхлестала его тухлым карасем по щекам, ради такого случая не побрезговав замарать холеные ручки. Несмотря на невысокий рост и хрупкое телосложение, леди Аглая была знаменита на всю округу скорой расправой и очень тяжелой рукой. Правда, она быстро отходила и щедро оплачивала слугам постоянные оплеухи и затрещины, но из-за маменькиной авторитарности у ее мальчика до сих пор проблемы с бабами девочками.

Каждые полгода леди Аглая обязательно навещает меня в замке и проверяет, не нашел ли я себе невесту. По-моему, моя предполагаемая женитьба стала ее навязчивой идеей. Я уже давно смирился с этим, хотя первое время меня весьма раздражало, когда в самый ответственный момент соблазнения девушки являлся призрак моей матери и учинял настоящий допрос предполагаемой невесте. После этого даже речи не могло идти о продолжении процесса. Любая, даже самая смелая девица при виде решительно настроенного привидения поднимала дикий крик и стремглав убегала из замка. Все попытки переговорить с матушкой потерпели полное фиаско. Сейчас-то я вспоминаю это с юмором, а тогда мне было совсем не до смеха.

Аффтар всерьез надеется, что автобиографические позывы ГГ увлекут читателя специфическими участниками - призраками, умертвиями и прочими посмертными фантомами. Кажется, публикующиеся в «Армаде» всерьез предполагают: их книга – самый-самый первый образец фантастической литературы в руках читателя! А ну как насыпать ворох банальнейших «помню, был еще такой случай», подменив живых родственников и собутыльников мертвыми – разве этого недостаточно, чтобы заинтересовать читательские массы?

Не-а. Недостаточно. На третьей, максимум на четвертой истории из жизни молодого-холостого друга умертвий принимаешься клевать носом.

За караваном историй господина некроманта, взбрыкивая и пританцовывая, следует биография подозрительно похотливой гостьи. Которую от нас упорно скрывают за подробным перечислением соблазнительных ужимок неуемной девицы:

…кокетливо склонила голову набок и резко подалась вперед, давая мне чудную возможность без проблем заглянуть в вырез ее платья.

…с волнующей хрипотцой в голосе поинтересовалась девушка, словно случайно проведя ладонью по своей шее.

…с отчаянием утопающего схватилась за шнуровку лифа. Путаясь в петельках, принялась ее распускать, даже не глядя в мою сторону
- и несмотря на то, что ее остановили, отругали и надавали по рукам потребовали объясниться, упорная похотливица еще раза три хваталась за оные петельки. Пока ГГ не вылил на нее кувшин воды, словно на кошку, обуреваемую жестоким хотюном.

Ну уж после того, как горячая киска насквозь промокла, ей поневоле пришлось остаться у ГГ.

Чувствую, сегодня фамильные призраки и привидения замка настоящий праздник устроят. Как же, их хозяин впервые за долгое-долгое время сподобился девушку привести, причем живую. А покойная мамочка господина некроманта испробует свой опросник на очередной несчастной...

Впрочем, домогающуюся некроманта особу можно понять: ее, кажется, пытаются убить с помощью магической силы. Ее уже непочтительно потрогали за шею холодной рукой и стукнули по балде - да так, что осталась шишка! Это ли не показатель смертельной опасности?

Сию нехитрую, с первых страниц понятную версию нам преподносят с такими ужимками и прыжками, словно мы – группа альтернативно одаренных имбециллов, которым необходимо втолковать основы личной гигиены. А еще (аффтар изо всех сил напускает на себя таинственность) нервическая особа – внучка кровного врага семьи некроманта. Их дедушки насовали друг другу по шеям в незапамятные времена и теперь, возможно…тс-с-с-с!

Нельзя исключать, что девушка многое утаила от меня или преподала несколько в ином свете. Точнее, даже не так. Я совершенно уверен, что она не все мне рассказала.

Охосспаде, думаешь, аффтар! Ты так возбудился, что и русский язык позабыл. «Преподавать» и «подавать» - не одно и то же. Префикс меняет смысл глагола, ты не забыл, аффтар?

Как ни странно, авторское возбуждение при передаче читателю обращается в собственную противоположность. Сквозь дрему ты вяло отмечаешь: ага, некромант уже согласился охранять эту психическую… и ни копья за это не запросил… и уже едет с нею к ее родным, среди которых и затаилсо убийцо… собирается представиться женихом потенциальной жертвы… естественно, в конце, после страшных испытаний, они поженятся…

Рояль, рояль, рояль, куст, ай, нет, это еще один рояль, только замаскированный. Слегка замаскированный. Для детектива (а эта «Демонология» вроде как фэнтезийный детектив о Темном боге, преследующем вялых, никчемных людишек своей непомерной силой – как некоторые давят мух, не зная, куда себя приложить) рояли – неизбежность. Но разве можно строить рояли свиньей и, щелкая клавишами, натравливать на читателя! Предсказуемость поворотов сюжета окутывает книгу невыразимым унынием.

Я люблю детективы. Но мое терпение лопнуло задолго до вступления в игру богов, демонов и покойных предков.

Есть повествование неспешное, а есть вязкое. Здесь у нас второй вариант. Когда из 1133K общего объема книги треть потрачена на заходы из Марьиной рощи – «щас-щас все будет, имейте терпение!», то поневоле текст уже не читаешь, а скроллишь.

Заглянув в последнюю фразу, я обнаружила - о ужас! - недвусмысленный намек, что ЭТО еще be continued! О майн готт, о май френдс, аффтар на питнадцати аффтарских листах описывает события трех дней - но так и не добирается до конца истории! Не, читатель не может read, мой голова не может это запоминайт, о черт бы вас всех побраль, здрав-ствуй-те, как говорила моя любимая актриса в моем любимом фильме...

Но если кто спросит меня: так почему же книга называется «Практическая демонология», то я ему отвечу. Ух, как я ему отвечу! Я ему скажу… А вот не знаю! НЕ ЗНАЮ! Все желающие разгадать эту тайну, единственную действительно таинственную тайну книги Елены Малиновской – гримуар им в руки. А я пойду поищу для обзирания других книжек – может, даже более идиотских, но динамичных.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, литературная премия Дарвина, пытки логикой и орфографией, сетеразм
Subscribe

  • Капустный салат с соусом табаско

    Очень удобный салат для пикника, шведского стола, приема гостей. Особенно хорош тем, что его можно приготовить зара­нее и оставить на ночь в…

  • Рыба в сливках и хрене

    Сочетание хрена и сливок на первый взгляд кажется странноватым. На самом деле острота одного компонента прекрасно сглаживается мягкостью другого. А…

  • Флорентийское печенье из ананасов и кумкватов

    Флорентийское печенье я готовлю часто. Оно простое, удобное в плане готовки, не требует никаких особых навыков и выглядит прекрасно, даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments

  • Капустный салат с соусом табаско

    Очень удобный салат для пикника, шведского стола, приема гостей. Особенно хорош тем, что его можно приготовить зара­нее и оставить на ночь в…

  • Рыба в сливках и хрене

    Сочетание хрена и сливок на первый взгляд кажется странноватым. На самом деле острота одного компонента прекрасно сглаживается мягкостью другого. А…

  • Флорентийское печенье из ананасов и кумкватов

    Флорентийское печенье я готовлю часто. Оно простое, удобное в плане готовки, не требует никаких особых навыков и выглядит прекрасно, даже…