Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Награждая внушительной плетью


Решила заглянуть в самые рейтинговые произведения Самиздата. Вернее, не решила, а решилась. Вдруг, думаю, я чего-то не понимаю в этой жизни? Может, это новый стиль, которого я не воспринимаю в силу собственной косности?

Конечно, "Альфа", издающая на бумаге самиздатовские опусы в жанре женского фэнтези, мне представляется пылесосом, втягивающим в себя разнообразное чтиво "для девачек" с героинями в бронелифчиках и с такими вот несуразными девайсами, как на картинке, - весом в полтонны и явно суицидального предназначения. Насколько я знакома с холодным оружием (не понаслышке), такая хрень весит килограмм тридцать и на замахе в силу полученной инерции описывает крутую дугу, вырывает сустав из плеча и ломает хребет собственному хозяину. Девачка в бикини сама по себе, без девайса - куда более действенное оружие. Враг если не умрет от хохота, то отвлечется от фехтования. Но я уже не раз признавалась, что зануда. Может, помимо идиотизма в деталях и реалиях средневекового быта, авторы "Альфы" что-то еще демонстрируют?

Ткнула пальцем в первую десятку топа и раскрыла что бог послал. Послал Светлану Уласевич "Полтора метра недоразумений, или Не будите Дракона!" - уже изданную на бумаге, сотни комментов, как говорится (гнусавым голосом), "все дела!" Можно сказать, молодой перспективный автор.

Стала читать и поняла: это не полный шиздец, которым делится с публикой, скажем, fantasy_proda, каковое сообщество берет свою "перловку" из совсем уж отстойного графоманья. С. Уласевич не совершает явных и ужасных промахов, как клиенты fantasy_proda.

Но волк меня заешь, если это можно назвать литературой! Язык бедный, да попросту нищий, клише на клише сидит и клише погоняет, сюжет даже пересказывать бесполезно: очередная попаданка в страну У-квеста-на-хуечках, княжна-драконесса-спасительница мира и ее соратники-имбециллы маются по городам и весям картонного мира, с шутками и прибаутками кочуя из одной жопы в другую.

Да черт с ним, с сюжетом, в конце концов, мелодрамы тоже разнотравьем сюжетов не пестрят. Он любит/не любит ее/его, она/он тоже. Любит-не любит. Его-ее. Их-себя. И проводит в любви-нелюбви много странных дней, а то и лет. Всего-то!

Но хотя бы литературные приемы должны иметь место быть! Их что, никогда не заставляли писать сочинений на свободную тему? Объяснительных записок? Девчачьих дневников? И вот, достигнув зрелости, эти так и не выросшие детки решили опробовать себя в жанре дневниковых объяснительных и рассказок в стиле "Как я провел это".

Поражает юмор. Какой-то упорно недоходчивый юмор. Вроде бы понимаешь, что именно должно тебя рассмешить, а смех все равно в душе не зарождается и не просится наружу. Если наружу что и просится, то нечто категорически на смех не похожее.

"У меня, Кроликова А. Е., язык не поворачивается описать вам причину моего сегодняшнего опоздания. И это к лучшему. Иначе бы вам стало стыдно за своего коллективного члена".
– Отлично.
– Что отлично? – не понял Вик, глядя, как я встаю и начинаю собирать его дипломат.
– Так мы и назовем нашего млекопитающего друга семейства зайцев!
– Свет? – вдруг робко позвал Витька.
– А? – Я осторожно подняла голову.
Неужели что-нибудь забыла или упустила из виду?
– Напомни мне, чтобы я никогда не позволял тебе давать имена моим детям." Ну вот что это, а? Достижения ежегодной юморины в интернате для альтернативно отсталых?

А, прости ее Минздрав, красочность языка?

Едва какая-нибудь характеристика в авторском мозгу угнездилась - всё. Оную характеристику получает все подряд: кони, их наездники, унитазы в общественной уборной... В данном случае из подсознания вылезло словечко "фиолетово".

"Конские очи из-под черного панциря лат просвечивали демоническим фиолетовым огнем, словно весь отряд подняла с того света какая-то неведомая сила".

"Его громадный жеребец при виде меня взвыл дурным голосом и встал на дыбы, но воин веско заехал ему меж ушей и устремил на нас свой пламенеющий фиолетовым светом взор".

"Полсотни светящихся фиолетовых глаз уставились на меня, и где-то глубоко в душе шевельнулся женский инстинкт все отрицать".

"– Она где-то здесь, – прогудел магистр, сканируя фиолетовым светом кусты, – я это чувствую!"

"Лучше бы я не оборачивалась! Светящийся фиолетом унитаз с жадным чавканьем и амбициями заграничного пылесоса поглощал все вокруг. Ё!!!" Воистину ё! Столько фиолета на три страницы текста, что становится понятно: аффтару все фиолетово. И что он пишет, и зачем он пишет...

Непонимание значений слов тоже немало освежает текст.

"Вик скоропостижно кинулся собирать чернику… Ладиина благодушно соизволила принести в котелке воду…" Эти эпитеты такие эпитеты… Глаголы, впрочем, не лучше: "Где-то на уровне зрачков полоскалась тихая ярость". И отжималось грязное белье. "Горячие кони яростно ржали, били копытами, хрипели и становились на дыбы, роняя на песок белую пену. Всадники постоянно их осаживали, награждая внушительной плетью". А также основательным вымпелом и значительным кубком. Награждать так награждать.

Временами автор приходит к выводу, что надо бы придать действию телесности, да и остроумия подбавить. Лучше бы он этого не делал.

"Левое полушарие мозга лихорадочно соображало, что делать, правое пыталось закатить истерику, но благополучно осаждалось остальными органами, попа прилежно пятилась…" А очко исправно очковало.

"Мои поздравления! – гадостно прошипело подсознание, свернувшись компактным комочком внизу живота". Где-где? В… Нет, янепошлаяянепошлаяянепошлая!!!

"Сердце сделало рьяный кульбит и поздоровалось с пищеводом". Кульбит. Рьяный. А почему не истовый кунштюк? Через полстраницы: "В этот момент желудок серо-буро-малинового братика сделал отчаянный кульбит и предательски выплеснул содержимое". Какое красивое слово - и на фоне такого предательского содержимого...

"Что тебя, зря столько лет на химфаке за казенные деньги учили? Не все же виагру вместо аспирина обидчикам подкладывать!" Юмор крепчал.

"Раз ты такая тварь, дорогой, то детей у тебя больше не будет! Это уж точно! Как профессионал заявляю!" А вроде только что химиком была – и вот уже профессионал по части органов деторождения. Химик-уролог. По совместительству.

"Мужчина отлетел назад и рухнул, схватившись за причинное место. От боли он не мог даже пошевелиться либо застонать. И тут во мне проснулся гуманист! Я подошла к нему и рубанула мечом по шее, чтоб не мучался. Голова отлетела прямо к распахнувшейся двери". Фото в семейном альбоме - "Ее первое убийство".

Странные представления об оружии и фехтовании я критикую с завидным постоянством, но какая это незначительная фигня рядом с представлениями некоторых авторов о физиологии! Ладно, в отношении оружия я понимаю, что в нем мало кто понимает: весь этот колюще-рубящий железный лом где-то далеко, в музеях, в фехтовальных клубах, а ты тут, перед компом, отродясь ничего смертоноснее кухонного ножа в руках не держала... А физиология? Физиология человеческая? Она-то не в клубе, не в музее, а непосредственно внутри тебя! Чего тут не понимать?

Человек, севший на лошадь впервые (фото для семейного альбома "Его первая кобыла"), ведет себя, как никакому джигиту и не снилось: "Сзади шагом ехал впервые севший на лошадь Вик и с интересом читал выклянченную у придворного мага историю вражды с нашими недругами... Несмотря на то, что на земле мой братишка настоящий Рембо, во всех других стихиях он жертва природы. Вика благополучно укачивает во всем, что хоть мало-мальски неровно движется. Сколько помню, все началось с детской колясочки". А книжку он, едучи верхом, читал, чтоб не так укачивало, значит!

А споры между полушариями мозга, которым посвящено не меньше четверти книги? Долгие, обстоятельные дискуссии, вполне способные скрасить унылые зимние вечера целому дурдому. Такое ощущение, что встретились чайлдфри и овуляшечка на форуме и подружились диагнозами. Вместе тошно, а врозь скушно.

""И почему мне в сестры досталась такая дура?!" – вздохнула левая половина мозга. "Я не дура! Я просто женственная, – фыркнула правая и мстительно добавила: – В отличие от некоторых!" Так и хочется сказать, как Маргарита у Булгакова: "Обе вы хороши"...

Так я освоила, если верить отметке на читалке, 15 % текста. Дошла до места, где героиня с ее друганами (каждый из которых ведет себя так, словно мечтает об одном: поскорей сложить буйну голову и избавить, наконец, аффтара от этой галерной муки - описывать приключения банды дебилов) встречается с оборотнем, попавшим в капкан. В лесу, полном монстров, названных каким-то молдавско-евроремонтным термином "умдырь". Так и слышишь гортаный голос, произносящий "А теперь умдырь туда проводку!" - и грохот падения стремянки... И поняла, что мне неинтересно, выживут они или их доедят братья-евроремонтники.

Чтобы не быть голословной, всех желающих проверить мое впечатление отсылаю к странице С. Уласевич на Самиздате. Судите сами, а я свое мнение уже составила.

Зато теперь даже прямое попадание пушечного ядра не сумеет спихнуть меня с пьедестала, на который я себя вознесла после просмотра сего шыдевра. Все, я гений, Игорь Северянин Инесса Ципоркина, и мне это ясно отныне и навек. Обещала я сложить по швам и заховать в нафталин свою выдающуюся скромность? Обещала. Считайте, что процесс идет полным ходом.
Tags: авада кедавра сильно изменилась, литературная премия Дарвина, пытки логикой и орфографией, сетеразм, уголок гуманиста, фигак!
Subscribe

  • Гении одноразового общественного пользования

    Недавно понадобилось мне просмотреть несколько минут из фильма Мела Гибсона «Apocalipto», исключительно чтобы понять, на кой ляд он использовал…

  • Жаждущий крови бог сетей

    Опубликована моя статья в «Камертоне» (скриншот упомянутого в статье поста журналистки О Андреевой там же) - и у меня неожиданно возникла мысль:…

  • "Я была молода, мне нужны были деньги"

    Весна, апрель, день дурака всё не кончается. Наверно, поэтому критикесса Аннушка-чума Жучкова всё лезет и лезет ко мне во френды. И хоть бы декор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Гении одноразового общественного пользования

    Недавно понадобилось мне просмотреть несколько минут из фильма Мела Гибсона «Apocalipto», исключительно чтобы понять, на кой ляд он использовал…

  • Жаждущий крови бог сетей

    Опубликована моя статья в «Камертоне» (скриншот упомянутого в статье поста журналистки О Андреевой там же) - и у меня неожиданно возникла мысль:…

  • "Я была молода, мне нужны были деньги"

    Весна, апрель, день дурака всё не кончается. Наверно, поэтому критикесса Аннушка-чума Жучкова всё лезет и лезет ко мне во френды. И хоть бы декор…