Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Трайбализм писательский


Пост в продолжение темы о финансово грамотном писателе и о писателе, который... просто писатель. Просто писатель от первой категории отличается тем, что работает над ПРОИЗВЕДЕНИЕМ, а не ищет путей к успеху (как описал свое представление о творческом успехе г-н Архангельский, "выстрелить стопятидесятитысячным тиражом"), дабы на Нацбест влезть и эго не ободрать. Группа финансово грамотных, но сомнительно творческих натур с группой творческих, но сомнительно финансово грамотных расходятся всё дальше и дальше, как в море корабли.

По моим наблюдениям, расслоение пишущих с каждым годом все отчетливее, все жестче. Уже невозможно совмещать, как советует в интервью все тот же г-н Архангельский, активное продвижение своих книг и не менее активное воплощение своих же творческих замыслов. Во-первых, если одно делать активно, второе будешь делать вяло, проверено. Во-вторых, продвижение напрямую зависит от того, сколь твои творения покажутся "сложноваты" издателям, маркетологам и премиальным жюри. В-третьих, даже сайты, куда уж более свободные в плане формата написанного-нарисованного, рассчитывают на весьма определенную ЦА. Либо — либо. Либо погоня за пресловутым успехом, либо погоня за художественным решением.

Сколько раз, высказав эту мысль, в ответ я слышала упреки в высокомерии, снобизме, негативизме, профессионализме... то бишь трайбализме. Кстати, а что это такое, упрекающие знают? "Трайбализм (трибализм, от лат. tribus — племя) — форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и исключительностью, обычно сопровождаемая враждебностью по отношению к другим группам. Изначально характеризовал систему первобытных, неразвитых обществ, позднее понятие расширилось и приобрело новые направления". Знали бы они, до чего доходит трайбализм творческой группы, если та вздумала творить, а не заниматься одной только самопродажей! Если уж тусовки, вовсю живущие светской жизнью, без трайбализма не обходятся, что говорить о НЕ живущих светской жизнью.

А между тем тусовка предполагает соглашательство. Есть люди, которые устроят вам тихую Варфоломеевскую ночь за один только насмешливый взгляд в ИХ сторону на ИХ территории. Следовательно, если желаете быть членом группы — хоть какой-нибудь! — контролируйте каждый свой взгляд, вдох и выдох в сторону местных "авторитетов". Или... уходите во внутреннюю эмиграцию. Выделывать "замысловатые фигуры на льду достоинства" не получится, сколь бы вам ни хотелось пройти меж струй дождя, сохранить хорошие отношения с нужными людьми и не поступиться ни замыслами, ни идеалами. Даже если вы ничего особо сложного не пишете и никакой розни не разжигаете.

Существуют и другие формы соглашательства, без коих талантливому человеку не пробиться никуда, невзирая на место в тусовке. Знаете ли вы, что такое формат? О, вы не знаете, что такое формат! Редкая творческая птица долетит до середины списка того, что нежелательно. Тут вам и:
— скрепы, то возникающие по воле административного восторга на местах, то снова исчезающие в нетях в день увольнения милоновых-мизулиных с должности;
— "некорректное-нетолерантное", осужденное и приговоренное на волне массового психоза — психоза, нехило оплаченного негосударственными организациями;
— "старинные слова", непонятные пиплу, то есть народу, кои надобно заменить на современные, а то чейтателю, по мнению иксперда, будет "сложновато";
— такие же иксперды из глуши и гущи пипловой, то бишь народной — о, с какой охотой они назовут ваш стиль "пунсовыми эссенциями", что бы это ни значило;
— "плохие слова", которыми всё тот же пипл, он же народ русский не ругается, а разговаривает...
В наши дни никогда не знаешь, что завтра объявят некошерным, а что актуальным — так, в числе последних запросто может оказаться куча извращений, а среди первых — неотъемлемое право писателя наблюдать жизнь и озвучивать что видишь.

Вам никогда не ставили в вину попытки составить и высказать свое мнение относительно идейных ценностей, окружающих реалий и исторических событий? Нет, не то мнение, которое проповедуется различными группировками, партиям, оппозициями, госслужбами и негосударственными организациями, а СВОЕ. Да не на форуме, а там, где ваше творчество превращают в колбасу — поелику колбасой торговать проще, чем культурой. Там полагают: надо не уровень продажника поднять до умения торговать продуктом культуры, а продукт этот понизить до уровня пищевого. Никто же не закладывает в свойства колбасы возможность храниться десятилетиями и быть съеденной множество раз, причем совершенно разными едоками. Ну и всё, пошел отсюда раскручиваться, креативный. Не подведи табор, бриллиантовый.

Плюс ограничения согласно политике издательства, концепции редакции, планам по упрощению-удешевлению производства. "Пишите книжки про единорогов, у нас много картинок с единорогами для оформления"; "пусть ваш герой будет социопатом и социофобом одновременно, это модненько"; "про историю можно, но без исторического языка, фактов, реалий и атмосферы, простенько, для народа". Вас протащат волоком от глубочайшего, придонного идиотизма до поистине олимпийского уровня соответствия Требованиям Эпохи, которого якобы добивается руководство. Причем образование у руководства самое профильное для руководства культурой — какая-нибудь Академия сервиса, коих в 90-е было как грязи, до сих пор ту грязь расхлебываем...

Можно вписаться в эти рамки, не поступаясь замыслами, не говоря уж об идеалах? Как по мне, так нельзя. Давным-давно люди, которым надо учиться продавать "сложный товар", занимаются тем, что устраивают производителю Варфоломеевскую ночь со сменой всего: состава, технологий, вида и вкуса уже заказанного и даже обговоренного продукта. По аналогии с колбасной промышленностью это все равно, что потребовать, чтобы банки с паштетами вскрыли и намешали туда такой-то и сякой-то травки, которую потребитель потребляет в охотку, потому что трава сейчас в моде; колбасу досушили до состояния сервелата, потому что на носу праздники, а сервелат в праздники берут лучше; на консервных банках переклеили этикетки, потому что нынешние не больно-то завлекательны. И если производитель такой дурак, что соглашается, в следующий раз закупщик может предъявить требования такого рода аккурат в день отправки.

Не думайте, что я клевещу на прекрасных людей, руководителей культуры. Из "АСТ-ПРЕСС" я ушла, когда издатель после подписания акта приемки рукописи потребовал: а) переписать книгу и сократить на треть; б) пересчитать гонорар и уменьшить его сообразно объему — а то главреду, видите ли, сказали, что книга большая и будет продаваться плохо. Откровенно говоря, у мужа мадам главреда внезапно стало меньше денег; сынок мадам, поставленный продажником, внезапно просрал торговую сеть издательства; жена своего мужа внезапно решила удешевить убыточное производство — и предложила МНЕ оплатить ЕЕ проблемы. Повторяю: все эти гениальные пожелания были высказаны мадам Деревянко уже ПОСЛЕ подписания акта приемки.

Сейчас, говорят, такое в порядке вещей, ведь умения продавать ни у одного издателя с годами не прибавляется... Ну а писатель — что писатель? Он всего лишь бесправная скотина, работающая даже не за еду, а за обещание пятнадцати минут славы.

К вопросу о славе и о путях преодоления пропасти между временами — вы замечали когда-нибудь, что время весьма гористая местность? Между эпохами пролегают провалы и расщелины, которые преодолеваются трудными или сказочными путями: либо спускаться вниз, либо перелетать поверху, либо ползти по провисающему, ненадежному мостику, словно земная бескрылая тварь по жердочке, предназначенной для легких на подъем птиц.
Tags: замысловатые фигуры на льду достоинства, пытки логикой и орфографией, уголок гуманиста, философское
Subscribe

  • Ореховый торт с баварским кремом

    Очередной торт превратился в эпопею-эксперимент. И внезапно вырос в два раза, став двухслойным. А ведь ничто не предвещало! Все началось с того,…

  • Хлеб из полужидкого теста

    Я, оказывается, еще не ставила этот рецепт. Точнее, я ставила более сложный и долговременный его вариант, требующий первого расстаивания в течение…

  • Кура заливная

    Заливное из курицы соорудила. И вспомнила связанную с ним историю, покрытую тьмой веков. Потому как приключилась она в прошлом тысячелетии, дети…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments

  • Ореховый торт с баварским кремом

    Очередной торт превратился в эпопею-эксперимент. И внезапно вырос в два раза, став двухслойным. А ведь ничто не предвещало! Все началось с того,…

  • Хлеб из полужидкого теста

    Я, оказывается, еще не ставила этот рецепт. Точнее, я ставила более сложный и долговременный его вариант, требующий первого расстаивания в течение…

  • Кура заливная

    Заливное из курицы соорудила. И вспомнила связанную с ним историю, покрытую тьмой веков. Потому как приключилась она в прошлом тысячелетии, дети…