Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Нимфы и полубоги советских академий


У меня, кажется, появилась привычка предварять посты о прогулках сделанными на прогулке селфи. Правда, я не очень люблю свои фотографии, в том числе и удачные. Очевидно, это последствия советского детства, когда, словно в средневековом или языческом мире, мы демонстрировали себя не только семье, но и широкой публике исключительно по праздникам, тогда и "фоткались". Торжества и народные гулянья, гробоподобные костюмы и платья в дурацких рюшках, обереги от сглаза, тьфу, мамины сережки и помада, и обязательные четыре часа стояния навытяжку — вот с чем ассоциируются старые черно-белые фото на память. Нынешним селфиманам, то и дело запечатлевающим себя на фоне пожара с недоеденным мороженым (очевидно, на память о мороженом), не понять. И хорошо. Память о мороженом — хорошая память.

К слову, о мороженом. У меня таки есть подходящее фото! Этот барельеф на фронтоне Института глазных болезней имени Гельмгорльца Боевая Мышь еще в 80-е назвала "Иночка кушает мороженое". А что, похоже. В "Шоколаднице" мороженое подавали именно в таких креманках. Да и язык у змеи какой-то не змеиный совсем.

Сколько времени я когда-то провела в этом НИИ, сколько бессмысленных хлопот, чтобы получить консультацию у здешних специалистов, сколько недоумения на лицах врачей! Наверное. Я тогда не то что недоумения, я собственных рук не видела. И до сих пор считаю: самая большая потеря человека — его глаза. Остальное либо убьет вас, либо научит с этим жить. Без зрения вы попадете между мирами живых и мертвых, да так там и останетесь.

Но вернемся к московским памятникам. Смешными кажутся советские нимфы и сатиры, то есть герои и героини, прекрасные собою, но в отличие от античных бесстыдников, не предающиеся ничему, кроме патриотизма. Патриотизму эта братия предается, даже если ей отрубят ноги. Или руки. Или не выделят денег на реставрацию. Вот как у этих двоих, стерегущих вход в дом Военно-инженерной академии имени Куйбышева, который москвичи по фамилии архитектора называют Голосовским (хотя уж и не знаю, называет его кто нибудь так или только краеведы помнят все эти милые подробности).

Голосовский — многоквартирный жилой дом, стоящий у Яузского бульвара, на углу Подколокольного переулка. Построен он был в 1934—1941 годах по проекту архитектора И. А. Голосова. Под размещение академии отдали главный дом бывшей усадьбы Дурасовых на Покровском бульваре, а для проживая сотрудников выделили треугольный кусок земли между Яузским бульваром, Петропавловским и Подколокольным переулками. Здесь находился сад и Смоленская церковь Орловской лечебницы. Церковь, естественно, снесли — и закипело строительство "жилого комбината Военно-инженерной академии". Всё честь по чести: квартиры сотрудников и слушателей, магазины, столовка, клуб по интересам, детский сад, ясли... Ну и скульптуры, изображающие рабочего с отбойным молотком и книгой (дивное сочетание!) и колхозницу с винтовкой и снопом (еще более дивное сочетание).

Возможно, именно эти двое поспособствовали тому, что фасады Голосовского дома снялись в кинофильмах "Холодное лето пятьдесят третьего", "Покровские ворота", "Брат-2". Уж очень они колоритная парочка. Краеведы считают, что особый интерес представляют консоли, являющиеся завершениями пилястр. А я считаю, что эти статуи представляют куда больше интереса. Почему рабочий с книгой, а колхозница с винтовкой? Рабочий носит с собою книгу в забой или на стройку? Так там она придет в полную негодность из-за пыли, угольной или строительной. Дева собирается защищать сноп от посягающих на него врагов мирных нив и пажитей? А серпом никак не справиться? Серп в умелых женских руках — это страшная сила.

Становится грустно, когда видишь, как обошлось время со старыми гипсовыми символами незыблемости идей коммунизма. Многие из этих нимф с ружьями и полубогов с отбойными молотками еще живы в моей памяти в довольно хорошем состоянии. Еще лет тридцать назад ничегошеньки от них не отваливалось, стояли они крепко, надежно, заслоняя мускулистыми задницами свет жителям нижних этажей. Жители и сейчас глядят из окна на неукоснительно ветшающие задницы сталинских символов — и что-нибудь чувствуют по этому поводу? Или давно уже нет?


Зато чувства студиозусов не меняются с годами. Да что там, они и с десятилетиями не меняются. Как были школяры публикой, у которой ничего святого, так и остались. Вот почему заучка у Главного входа в Главное здание МГУ (никогда не понимала, почему самый востребованный вход в ГЗ — задний и расположен с одной стороны, а парадный — здесь, где в него почти никто не заходит) что ни год, то с обновкой. То губы ей покрасят, то педикюр сделают... экстравагантненький. Однако никакие украшательства не могут поколебать желания девы учиться! Ее выражение лица способно посрамить и Гермиону Грейнджер!

В годы строительства здания МГУ скульптор Вера Мухина обращалась к Берии с предложением установить ее скульптуру "Рабочий и колхозница" перед зданием МГУ. А Лев Руднев предлагал увенчать здание МГУ статуей высотой в сорок метров: а) Ломоносова, б) Сталина, в) угадайте с трех раз, кого. Кто не угадал, цитирую слова автора идеи: "Центральная двадцатишестиэтажная башня, увенчанная на двухсотметровой высоте скульптурой гениального создателя Советского государства Владимира Ильича Ленина, символизирует стремление нашей науки к высотам знаний!"

Славатебебоже, энтузиазм Мухиной и Руднева пригасили. Мухиной позволили лишь украсить тот самый "черный парадный" вход двумя статуями, получившими название "Наука" — теми самыми изваяниями "Гермионы Грейнджер" и ее собрата по бешеному стремлению к знаниям (в учебник, а точнее, в гримуар к этому юноше бледному со взором горящим заглядывал Шурик, герой гайдаевской комедии). Я проверяла — в книгах ничего не написано. То-то статуи в них даже не смотрят...


Но особенно показательны парные статуи ботаников — юношей и дев. Чем показательны? А вот этой двусмысленной атрибутикой. Поглядите, как нежно юноша оглаживает глобус, а дева крепко держится колонну. Каждый своего, гм, партнера. Навевает ассоциации прямиком из непристойных сказок герра Фрейда!

Над Главным входом, мало кому интересный, красуется барельеф "Народ-созидатель" и две статуи физкультурников. Отчего у физкультурников в руках не то римские кадуцеи, не то моисеев нехуштан, думаю, ни один конспиролог не объяснит. А сколько всего написано на тех барельефах! Но исключительно для своих, для посвященных в Великое Знание (а может, и в Великое Делание).

Забавная чересполосица символов: ясноокие молодые люди как бы славословят советское стремление к вершинам науки — и тут же разворачивают свитки, щиты и знамена с крылатыми выражениями идейного врага (ну рабовладельческое же общество! самый что ни на есть идейный враг, особенно сталинизму, ага). Или опираются на предметы декора с полным набором его же, вражины, масонистой атрибутики. Или с неожиданными надписями, на удивление неуместными в храме нашей советской науки.

Взять хоть барельеф на пьедестале колонны. Как видите, на огне стоит химическая (и алхимическая) реторта, похожая на ту, что изображена в "Хризопее Клеопатры", каковая "Хризопея" описывает пути изготовления "искусственного золота". Путем тетрасоматы, да-да. Хотя элементы в реторте явно неподходящие — калий, натрий, углерод, литий, титан, германий. Что они вообще бодяжат, эти юные гении?

Или бросим взор на многоцветную майолику над входом во двор ГЗ. Само собой, на ней присутствуют венки и щиты, штандарты и эгиды, нимфы и сатиры, то есть студенты и студентки, а также изречения на латыни... У меня тогда зума в мыльнице не хватило, чтобы разобрать, какого дифосгена на щитах изречено. Однако что это латынь, я разглядела. Чтобы прочесть эту надпись, мне кажется, потребуются недюжинные познания не только в латыни (фиг там что-нибудь поймешь из отдельных букв), но и в крылатых выражениях (или зашифрованных посланиях) философов, алхимиков, герменевтиков и прочих таинственных личностей древности. На современную и во всех смыслах прогрессивную науку не тянет атрибутика-то, хоть каким физкультурником назовись.

К тому же деятели науки и искусства, именующие свои статуи-фонтаны-барельефы "Физкультурниками", "Вечной юностью", "Жаждой познания" и проч., регулярно прокалываются на мелочах. Или не на таких уж мелочах.

Знаете, что написано на угловом фонтане парка МГУ (согласно студенческому поверью, под ним, за решетками, намертво впаянными в пьедестал, находятся венткамеры тайных лабораторий, и вообще под МГУ расположен целый подземный город, куда можно пройти опять-таки через решетки фонтана — но увы, кроме вентиляционных шахт ГЗ никаких городов там нету, зря мечтают спелестологи)? Над самой чашей так и написано — "Нумерология"! Вот где советская наука, а где нумерология, сиречь система эзотерических верований о мистических связях чисел с физическими объектами, природными процессами и жизнью людей? Где, я вас спрашиваю?
Subscribe

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Испанская тортилья с рыбой и картофелем

    Испанская тортилья, в отличие от мексиканской - не пшеничная или кукурузная лепешка, а омлет из куриных яиц с картофелем и репчатым луком. Есть…

  • Зефир на агар-агаре

    Зефир без пектина и без шоколада тоже получается очень симпатичным. Его можно делать практически на любом фруктовом пюре, но оно должно быть либо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Цыпленок с виноградом

    Виноград можно использовать не только в кондитерских изделиях и в соленьях, но и в качестве гарнира. Особенно хорошо он подходит к птице. Если…

  • Испанская тортилья с рыбой и картофелем

    Испанская тортилья, в отличие от мексиканской - не пшеничная или кукурузная лепешка, а омлет из куриных яиц с картофелем и репчатым луком. Есть…

  • Зефир на агар-агаре

    Зефир без пектина и без шоколада тоже получается очень симпатичным. Его можно делать практически на любом фруктовом пюре, но оно должно быть либо…