Инесса Ципоркина (inesacipa) wrote,
Инесса Ципоркина
inesacipa

Categories:

Голливудские сады дочери аптекаря

000p1dh6

Какие причудливые формы принимает желание блистать, особенно у представительниц прекрасного пола!

Начинающим звездам без приличного гардероба кажется: достаточно привлечь внимание к своей особе, главным образом к фигуре и туалету, затем пара скандалов в прессе, и все, слава пришла! Но женщины, которым довелось искать собственных путей в бессмертие, поняли, что идеальная фигура и хорошенькое личико вкупе с богатым спонсором – не пропуск в царство успеха. И царство это не предлагает гражданство каждому прибывшему, а долго-долго маринует чужака на скудном иммигрантском пайке.

Одна из российских актрис оказалась в Америке в самом пиковом положении, которое только можно себе представить - без знания языка, без связей, без денег. Ее сценическое имя – Алла Назимова – незаслуженно позабыто страной, в которой она родилась, но неизменно почитается американскими историками кино и театра.

Что поделать, шикарные женщины были не в чести в русской культуре больше 60 лет! За это время много воды утекло…

000p80g7

А в начале ХХ века она плыла в неизвестность, может быть, в вечное забвение. И к тому же не по собственному выбору, а по воле антрепренера, пьяного и от вина, и от самомнения, красавца-мужчины с неустойчивой психикой, Павла Орленева. Он Назимовой был дороже всяких там бурных аплодисментов и восторженной прессы - любовь, любовь, ты правишь миром!

Орленев еще в России помог ей, совсем юной, стать звездой и светской львицей, но он же и заставил Аллу бросить уже покоренные вершины и ехать на другой континент в поисках новых оваций. Орленев свято верил в актерский потенциал Назимовой, и его не смущала ее экзотическая семитская внешность: великая Назимова была дочерью ялтинского аптекаря Якова Левентона и при рождении получила провинциально-выспреннее имя Аделаида. Из-за горячего южного нрава, огромных черных очей и резких черт лица от Назимовой отказался МХАТ: «Что же делать, если в пьесах, которые мы ставим, нет ни цыганок, ни испанок…»

То, что испугало Станиславского и Немировича-Данченко, не останавливало, а притягивало Павла Орленева. А пока между вспышками веры, надежды и любви он основательно выпивал и от славянской широты души поколачивал свою приму и любовницу. Но Назимова была не из числа хрупких созданий: ей приходилось справляться и с большими проблемами, нежели тяжелый кулак пьяненького возлюбленного.

«Чем больше ты значишь, тем больше тебя топчут!» – сказала она, покидая Художественный театр из-за ссоры с Немировичем-Данченко. Когда мэтр приманил ее, молоденькую провинциальную актрису, точно ручную канарейку, обещанной ролью и заставил три недели провести в Петербурге, обучаясь манерам королев света, он и не предполагал, как пригодятся Назимовой уроки светскости. Сам уход из МХАТа помог рождению великой актрисы, хотя весь театральный мир обещал вчерашней студентке полное фиаско и гибель карьеры.

Ох уж эти советы доброжелателей бунтарям: «Ты ведь сама потом приползешь, на коленях будешь умолять!» Сколько талантливых людей, запуганных советчиками, так и не реализовало себя! Вспомните вопль душки Хоботова в «Покровских воротах»: «Но я бы жил! Я бы жи-ил!!» Запоздалые угрызения.

Молодая актриса, успешно игравшая вторые роли – цветочниц, эльфов, девушек с кувшинами, нищих на паперти и прочие «кушать подано» - неистово мечтала о главных ролях, пусть и не в прославленном Художественном театре.

Тогда будущая звезда и поняла главное – она должна быть независимой! Назимова не может безоговорочно подчиняться требованиям, кто бы их не предъявлял: общество, государство, режиссер, страх, любовь…

По прибытии в Нью-Йорк Назимова больше не была намерена терпеть колотушки Орленева - и поселяется отдельно, в Бруклине. Актриса каждый день ездит в театр поездом и возвращается домой после спектакля глубокой ночью, подписывает контракты с другими театрами, каждый день по 4 часа учит английский язык. Когда тех, кто был с ней знаком, спрашивали спустя полвека, был ли у Назимовой акцент, они отвечали, что был, но не славянский, а скорее европейский, и то незначительный.

Свою экзотическую внешность она тоже ставит себе на службу: создает незабываемый образ женщины-пантеры в ореоле порочности и сексуальности. Ее называли «гением голливудской эротики» и даже «королевой киношлюх». Неизбежные для мира кино разочарования, которые настигали русскую вамп, придавали этому имиджу законченность: в ее героинях чувствовалась пронзительная тоска, опустошенность и одиночество.

000p36q2

Когда посредственный режиссер и графоман Чарльз Брайант, за которого Назимова вышла замуж, чтобы закрепиться в новой для нее среде, отобрал у актрисы все состояние, как компенсацию за провал совместного фильма, Алла вновь сорвалась с завоеванных высот. Так бывало не раз: как только она уступала кому-то лидерство, позволяя делать выбор за себя, она всегда проигрывала.

Тем не менее, она набиралась сил и начинала все сначала и, благодаря своей знаменитой интуиции, вновь покоряла публику. Но каждое такое возвращение делало Назимову жестче и безжалостнее. Несмотря на удары судьбы, она часто покровительствовала молодым талантам, но сначала ставила их в подчиненное положение со всем темпераментом южанки. Сильные натуры не выдерживали ее вспыльчивого характера, поэтому актрису окружали в основном хорошенькие капризницы и красавчики с повадками альфонсов.

Она назвала свой дом «Сады Аллы». Позже компания по недвижимости, купив это здание, сделала из него отель «Сады Аллаха», те самые, где праведники блаженствуют в объятиях гурий - символично, не правда ли?

Название родилось не просто из созвучия Алла-Аллах: натура актрисы чем-то напоминала восточного бога, всесильного, жадного до удовольствий, а в гневе безжалостного. В роли гурий выступали самые красивые актрисы Голливуда: они месяцами жили в бунгало в саду дома и устраивали ежевечерние тусовки, больше напоминающие оргии. Над палатками некоторых пылких созданий висели плакатики: «Приглашаются все!» Вечер начинался и заканчивался тем, что Джин Харлоу, или Джоан Кроуфорд, или сразу несколько звезд, в чем мама родила, прыгали в бассейн. Следом обычно устремлялись мужчины, вплоть до официантов, вне зависимости от умения плавать. Но и в этой разгульной обстановке Назимова вела себя по-королевски. Она заставляла всех обращаться к ней «мадам Назимова» и не терпела, когда забывали сказать «мадам» или неверно ставили ударение. Тогда Алла приподнимала бровь, это служило верным признаком надвигающейся бури, и провинившемуся становилось весьма неуютно.

Высокомерие стало причиной того, что актриса пришла в бешенство, когда в ресторане ей впервые представили Рудольфа Валентино, безвестного обаяшку со скандальной репутацией, и закричала во весь голос: «Как ты смеешь вообще представлять этого прыща НАЗИМОВОЙ?!» Жажда новых удовольствий через некоторое время примирила ее с неблаговидным прошлым Руди, Алла стала его покровительницей, и даже закрутила с ним бурный роман.

000p44de

Собственные бисексуальные наклонности позволяли ей оказывать довольно пикантные услуги молодому актеру.

Однажды по Голливуду поползли слухи, что мечта всех американских зрительниц – Валентино – предпочитает юношей. Тогда Назимова выбрала в своем клубе голливудских лесбиянок «Кружок шитья» красотку Джин Акер и вынудила ее к браку с Рудольфо. Сама Алла именно таким способом избегала (или думала, что избегает) скандалов и даже побывала замужем за актером-гомосексуалистом Рамоном Наварро. А когда Акер сбежала от Валентино, Алла вручила незадачливого брошенного мужа другому члену кружка - Уинифред Шонесси Хаднет (на сцене та носила имя Наташи Рамбовой - дань моде на все русское), своей ученице и любовнице.

Вместе Руди и Наташа сыграли в потрясающе красивом фильме «Шейх». Это подтолкнуло фиктивных супругов к вполне реальным интимным отношениям. Наташин роман с Аллой еще не был завершен окончательно, и Назимова восприняла их чувство, как предательство. Великолепной женщине-сирене; не везло с возлюбленными обоих полов - и ее иллюзии гибли одна за другой.

Это трио, опутанное узами страсти, сплетнями, скандалами вплоть до судебного разбирательства до сих пор вызывает интерес у американской публики. Несмотря на обыденность происхождения, Наташа была экзотическим и опасным существом, идеальным воплощением вамп. Связь с нею подорвала здоровье Валентино, отношения Аллы с Наташей разорили Назимову, в прессе стали поговаривать, что звезда женщины-пантеры закатилась.

Через несколько лет короткая жизнь великого героя-любовника Рудольфо Валентино оборвалась. Полагают, что он покончил с собой.

Наташи на похоронах не было, а Назимова, суеверная, как все актеры, смертельно боявшаяся тринадцатого числа, черных кошек, болезни, похорон, слова «прощай», пересилила себя и пришла проститься с покойным другом.

Для Аллы наступили плохие времена. Слишком эстетскими и изысканными казались ее фильмы, созданные под влиянием Наташи. Публика еще не понимала, что женщина ХХ века уже не будет воплощением беспомощной невинности, а весь окружающий мир изменится до неузнаваемости.

В 20-х годах в моду войдут брюки, короткие юбочки, стрижки и вызывающая сексуальность свободной женственности. Но Назимова откликнулась на призыв своей потрясающей интуиции задолго до появления подготовленной аудитории. Утонченные, эротичные и смертоносные героини мадам Назимовой стали классикой уже после войны, после сексуальной революции, когда женщина ощутила свое равенство с мужчиной. К этому перевороту в сознании людей приложила руку и великая звезда Америки, русская актриса.

000p5s8d

Многочисленные победы и поражения, которые довелось переживать Алле, она встречала с королевской осанкой, которой восхищалась пресса, коллеги и знакомые Назимовой. Она всегда была на гребне моды, а если кто-то сильный и безжалостный пытался написать на ее судьбе, как на экране, неотвратимое «the end», то актриса просто… убегала от неизбежного.

Назимова гениально обходила подводные рифы. Например, если многие актрисы занижали свой возраст перед продюсерами и режиссерами, то Назимова просто умолчала о нем. Даже на ее могиле нет даты рождения – только дата смерти. Тот год рождения, который считают истинным справочники и энциклопедии – 1879 год – не доказан, а только предположителен.

000p6q8e

Не дожидаясь опасного пресыщения публики, которое способно погубить актера, Алла покинула Америку и переехала в Европу, а оттуда - обратно в США.

Тем временем постаревшие голливудские идолы, с которыми Назимову сводила жизнь, погибали от невостребованности: кончали с собой, спивались или уходили в героиновые сны. Фабрика снов дарила своим принцам и принцессам самые страшные кошмары. Между тем дочка ялтинского аптекаря снова и снова начинала с нуля и добивалась своего. Интуиция, талант и экстравагантность, доведенные до совершенства, никогда не предавали.

Могучая натура актрисы могла пересилить даже смертельную болезнь. В 1938 году у нее нашли рак груди, но Алла всю жизнь соблюдала вегетарианскую диету и жесткий режим, и к 1943 году опухоль рассосалась сама собой, видимо, не была злокачественной. Через два года после выздоровления актриса умерла в возрасте (предположительно) 66 лет - не от рака, а от коронарного тромбоза. Внучатый племянник Аллы – Вэл Эдвард Льютон (американизированное Левентон), тогда совсем ребенок, не мог поверить в ее смерть. Он рассказывал о том, какой помнил Назимову: рыжеволосой, без седины, с белоснежной кожей, совсем нестарой.

000p7z44

Газеты писали: «Еще одна звезда упала с небес на голливудскую «аллею славы».

На огромном кладбище, где находится ее могила, служители говорят, что тела актрисы в захоронении нет, потому что прах Назимовой, по ее завещанию, был развеян над морем. Родственники отрицают это. До самого своего конца Алла окутывала себя покровом тайны, который даже смерть не смогла сорвать.

И все же Назимова никогда не отказывалась от себя самой. Никакие новые образы и перевоплощения не могли изменить ее истинной сущности, поэтому мир и запомнил женщину-пантеру такой, какой она была, а ее героинь – такими, какими их создала она.

000p2qf3
Tags: декоративный пол, искусство для неграмотных, история солжет как всегда
Subscribe

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Поле, русское поле и хтонический борщевик

    Вот и снова моя статья в «Камертоне», которую вряд ли поймет та категория творческого населения, для которой она, собственно, и написана. Мои…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Блестящий критик я

    Презентация сборника, в котором есть мои статьи, на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошла довольно гладко. Я сижу в центре и мешаю…

  • Ихневмон, убийца крокодилов

    Небольшая справка, о ком вообще речь в названии. Египетский мангуст, или фараонова крыса, или ихневмон (лат. Herpestes ichneumon) — вид животных…

  • Поле, русское поле и хтонический борщевик

    Вот и снова моя статья в «Камертоне», которую вряд ли поймет та категория творческого населения, для которой она, собственно, и написана. Мои…