?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая | Следующая

Georges Le Mercenaire

Послушай, Бетти, ступай к маляру Снарлсу и скажи, чтобы он написал для меня объявление: «Здесь самоубийства запрещены и в гостиной не курить» — так можно сразу убить двух зайцев…
Г.Мелвилл. Моби Дик, или Белый Кит


Решила пополнить эту рубрику (блин, скоро мой журнал станет поистине журналом — виртуальным, но литературным) после непосредственного тычка от мироздания. Как оно часто бывает, исполнителем задания МРЗД стала Крис. Ее пост о даме, измученной писателем Лукиным (дивный диалог в духе "Не рекомендуйте мне чересчур умных книг, там слишком много непонятных слов, я страдаю"), навел меня на извечный вопрос. КАКОГО ХУЯ эти полузнакомцы спрашивают у всех подряд, что бы им такое почитать на досуге?! Им этот вопрос кажется светски-незначащим?

Для меня совпадение литературных вкусов есть нечто запредельное, космическое. Легче совпасть извращениями и во время клубного секса в чилауте словить мультиоргазм без всяких попперсов, нежели оказаться любителями одних и тех же авторов. Я давно не верю в радостное согласие: "О да, спасибо, Инесса! Эти писатели, которые тебе нравятся, и наши любимые! Или будут, непременно будут!" — с чего бы нам так совпадать? Я не раз писала: мои пристрастия весьма специфические, с ними большинству людей трудно не только совпасть, но даже согласиться.

Мои любимцы ужасны — их текст тяжелее психической травмы, нанесенной вам, когда вы были в подпитии уязвимом состоянии. Они пишут о вещах, которые человеку нормальному, то есть, по нынешним понятиям, позитивному мотыльку, порхающему по цветам на залитом солнцем лугу, даже в кошмаре не приснятся — грозы, бури... зима. Мотылек умрет раньше, чем до него докатится шквал. А отголоски штормов, несущиеся из-за горизонта, эфемерное создание попросту не воспримет — у мотылька есть совершенные органы слуха, тимпанальный аппарат, но не хватает мозгов, чтобы осознать, что грядет на его лужок. Но даже среди бабочек есть перелетные данаиды и ядовитые геликониды, способные запомнить место, где были когда-то пойманы, и избегать его в будущем. Никто не знает, откуда у бабочек память.

Одним словом, я предпочитаю авторов, которые ищут космических связей в микромире, в движениях души отдельно взятого человека.

Мой любимый автор — Герман Мелвилл, книга, само собой, "Моби Дик, или Белый Кит". Эта книга, как само море, "не знает милосердия, не знает иной власти, кроме своей собственной". Гуманизма в ней ни на грош, в ней даже антропоцентризма нет. Учуявшие это критики в свое время разгромили шедевр Мелвилла, и после налета гарпий автор вынужден был публиковаться анонимно. Переосмысление Мелвилла началось только через тридцать лет после его смерти. Вот вам пример, какова судьба пророка в своем отечестве, милые мои МТА.

Не знаю, читают ли нынче, во времена весьма фарисейские, "Моби Дика" или обходятся кратким содержанием, которое проще всего передать словами из самой книги:

Едва ли можно сомневаться, что именно со времени этой свирепой схватки в душе Ахава росла безумная жажда отомстить киту, и она все больше овладевала им, ибо, погруженный в угрюмое неистовство, он постепенно стал видеть в Моби Дике не только причину своих телесных недугов, но также источник всех своих душевных мук. Белый Кит плыл у него перед глазами как бредовое воплощение всякого зла, какое снедает порой душу глубоко чувствующего человека, покуда не оставит его с половиной сердца и половиной легкого — и живи как хочешь. Белый Кит был для него той темной неуловимой силой, которая существует от века, чьей власти даже в наши дни христиане уступают половину мира и которую древние офиты на Востоке чтили в образе дьявола; Ахав не поклонялся ей, подобно им, но в безумии своем, придав ей облик ненавистного ему Белого Кита, он поднялся один, весь искалеченный, на борьбу с нею. Все, что туманит разум и мучит, что подымает со дна муть вещей, все зловредные истины, все, что рвет жилы и сушит мозг, вся подспудная чертовщина жизни и мысли, — все зло в представлении безумного Ахава стало видимым и доступным для мести в облике Моби Дика.

Мы живем в эпоху, когда смерть любого живого существа стоит охотнику пары-тройки выстрелов из специально созданного для данной охоты оружия; а самыми недосягаемыми для смерти от рук человека оказываются бактерии и вирусы. Оттого и сочувствуем животным, обреченным на вымирание, коли нам приспичило получить с них шкуру, мясо, ворвань и спермацет. Однако стоит взглянуть на сюжет "Моби Дика" со стороны надгуманистической, а проще говоря, библейской, как мы увидим не убийство бедной зверушки, и без того почти истребленной китобойным промыслом, но противостояние великих, битву титанов.

В центре повествования безумец поистине библейских масштабов — капитан Ахав, чье имя намекает на судьбу царя Ахава, гонителя пророков, мужа Иезавели, женщины энергичной и безнравственной. Ахав вел с сирийским царем Бенгададом II три войны с переменным успехом и в последней был убит. Так же, как капитан вел свои войны с белым китом, убийцей китобоев.

Никаких следов обычной физической болезни и недавнего выздоровления на нем не было заметно. Он был словно приговоренный к сожжению заживо, в последний момент снятый с костра, когда языки пламени лишь оплавили его члены, но не успели еще их испепелить, не успели отнять ни единой частицы от их крепко сбитой годами силы. Весь он, высокий и массивный, был точно отлит из чистой бронзы, получив раз навсегда неизменную форму, подобно литому Персею Челлини. Выбираясь из-под спутанных седых волос, вниз по смуглой обветренной щеке и шее спускалась, исчезая внизу под одеждой, иссиня-белая полоса. Она напоминала вертикальный след, который выжигает на высоких стволах больших деревьев разрушительная молния, когда, пронзивши ствол сверху донизу, но не тронув ни единого сучка, она сдирает и раскалывает темную кору, прежде чем уйти в землю и оставить на старом дереве, по-прежнему живом и зеленом, длинное и узкое клеймо. Была ли та полоса у него от рождения, или же это после какой-то ужасной раны остался белый шрам, никто, конечно, не мог сказать.

Его противник — вместилище духа...

...божественное высокомерие чела, присущее всем тварям земным, у великого Кашалота усиливается настолько, что, глядя на него прямо в лоб, вы с небывалой остротой ощущаете присутствие Божества и силу Зла. Ведь вы смотрите не на какую-то определённую точку; вы не видите ни одной черты: ни носа, ни глаз, ни ушей, ни рта, ни даже лица вообще; у него, собственно, и нет лица, а только одна необъятная твердь лба, покрытого бороздами загадок и несущего немую погибель шлюпкам, судам и людям. И в профиль грандиозное это чело не умаляется, хотя, конечно, сбоку его величие уже не так подавляет вас. Зато в профиль отчётливо заметно то поперечное, полукруглое углубление в средней части лба, которое у человека является, по Лафатеру, признаком Гения.

...и жира.

Сколь же удивительно — если, конечно, вы еще не получили правильного объяснения, — что это огромное чудовище, которому высокая температура тела так же необходима, как и человеку; сколь удивительно, что он проводит свою жизнь, до макушки погруженный в ледяную арктическую воду! где тело несчастного мореплавателя, свалившегося за борт, иногда находят много месяцев спустя вмерзшим вертикально в толщу ледяного поля, как в янтаре иногда находят мух. Но вы еще больше удивитесь, если я скажу вам, что, как установлено опытом, кровь полярного кита горячее, чем кровь жителя Борнео в разгар лета.
Вот, думается мне, где мы можем наглядно видеть исключительные преимущества огромной жизненной силы, толстых стен и просторного чрева. О человек! Дивись и старайся уподобиться киту! Храни и ты свое тепло среди льдов. Живи и ты в этом мире, оставаясь не от мира сего, как и он. Не горячись на экваторе, не теряй кровообращение на полюсе. Подобно великому куполу собора Святого Петра и подобно великому киту, при всякой погоде сохраняй, о человек! собственную температуру. Но как легко и как бесполезно давать такие советы!


И, конечно, оседланный Ахавом корабль "Пекод", пример угрюмого благородства.

Это было судно старинного образца, не слишком большое и по-старомодному раздутое в боках. Корпус его, обветренный и огрубелый под тайфунами и штилями во всех четырех океанах, был темного цвета, как лицо французского гренадера, которому приходилось сражаться и в Египте, и в Сибири. Древний нос корабля, казалось, порос почтенной бородой. А мачты — срубленные где-то на японском берегу, когда прежние сбило и унесло за борт штормом, — мачты стояли прямые и несгибаемые, как спины трех восточных царей из Кельнского собора. Старинные палубы были ветхи и испещрены морщинами, словно истертые паломниками плиты Кентерберийского собора, на которых истек кровью Фома Бекет. Но ко всем этим диковинным древностям добавлялись еще иные необычайные черты, наложенные на судно тем буйным ремеслом, которым оно занималось вот уже более полустолетия. Старый капитан Фалек, много лет проплававший на нем старшим помощником — до того, как он стал водить другое судно, уже под собственным началом, — а теперь живший в отставке и бывший одним из основных владельцев "Пекода", этот старик Фалек, пока плавал старшим помощником, весьма приумножил исконное своеобразие "Пекода", разделав его от носа до кормы и покрыв такими редкостными по материалу и узору украшениями, с которыми ничто в мире не могло бы идти в сравнение — разве только резная кровать или щит Торкила-Живоглота. Разряженный "Пекод" напоминал варварского эфиопского императора с тяжелыми и блестящими костяными подвесками вокруг шеи.
...В бурю рулевому у этого румпеля, должно быть, чудилось, будто он, словно дикий монгол, осаживает взбесившегося скакуна, вцепившись прямо в его оскаленную челюсть. Да, это был благородный корабль, да только уж очень угрюмый. Благородство всегда немножко угрюмо.


Как всякая библейская история, сюжет "Моби Дика" незатейлив и состоит в том, что гонялся безумный Ахав за своим морским демоном, гонялся, пока не загонял до смерти и себя, и экипаж, и свой "Пекод". Смысл сюжета не нов, как и любая притча, но так же, как в притче, смысл этот далеко не сразу открывается читателю. Однако если философская мысль, выраженная, а вернее, сжатая в три с половиной абзаца, еще способна проникнуть в мозг, зараженный, точно прогрессирующим слабоумием, клиповым мышлением, то авторам полноценных и тяжеленных книг нипочем эту крепость не взять.

Обычная отмазка людей глупых и обиженных на тех, кто умнее, — обвинить чью-либо книгу в пафосности, вычурности и недоступности лично их крошечному мозгу. То есть перевести на умного человека всю ответственность за их собственную дурость. Хотя, как пишет Мелвилл: "Есть такие предметы, разобраться в которых можно только принявшись за дело с методической беспорядочностью". И он берется за дело именно таким образом. Вот отчего главное в "Моби Дике" — отступления и рассуждения, рассуждения и отступления, столь нелюбимые современными искателями экшена. Размышлять здесь можно над каждой строкой, Мелвилл открывает двери с щедростью швейцара мироздания, сыплет намеками с щедростью сеятеля.

КНИГА I (in Folio). Глава VI (Желтобрюхий кит). Ещё один необщительный джентльмен с брюшком цвета серы – окраска, которую он, несомненно, приобрёл в результате трения о черепичную крышу ада во время наиболее глубоких своих погружений. Встречается он редко; я, во всяком случае, встречал его только в далёких Южных морях, да и то всегда на таком большом расстоянии, что выражение его лица различить было невозможно. На него не охотятся: он всё равно удрал бы, утянув в глубину любой линь. А рассказывают о нём чудеса.

Чем ты необщительней и глубже плаваешь, тем больше чудес о тебе расскажут. И все-таки тебе не избежать царапин от острой кровли ада на твоем чувствительном, мягком брюхе.

Старость не любит спать; кажется, что чем длительнее связь человека с жизнью, тем менее привлекательно для него всё, что напоминает смерть. Старые седобородые капитаны чаще других покидают свои койки, чтобы посетить объятые тьмою палубы. Так было и с Ахавом; разве только что теперь, когда он чуть ли не круглые сутки проводил на шканцах, правильнее было бы сказать, что он покидал ненадолго палубу, чтобы посетить каюту, а не наоборот. «Точно в собственную могилу нисходишь, – говорил он себе вполголоса, – когда такой старый капитан, как я, спускается по узкому трапу, чтобы улечься на смертное ложе своей койки».

Вот он, рундук Дэви Джонса, во всей красе. Если кто не знает, такова идиома, обозначающая на сленге британских моряков от XVIII века до наших дней матросскую могилу. Дэви Джонс считается злым духом, живущим в море, а его рундук — океан, принимающий мертвых моряков. Некоторые связывают происхождение этого выражения с жизнью и деятельностью пирата XVII века Дэвида Джонса, разбойничавшего в водах Карибского моря.

Море, в хорошие дни удручающе однообразное, заставляет человека мыслить образно и философски, кому как удается, и осмысливать всю свою жизнь. Так и книга Мелвилла постоянно разговаривает с читателем на все голоса, включая голос Дэви Джонса, задает множество вопросов, чтобы тут же ответить на них с усмешкой или печалью. Немного есть на свете книг, которые умеют разговаривать с читателем и заставляют себе отвечать.

Квикегов Рамадан, или Великий День Поста и Смирения, должен был кончиться только к ночи, и я решил, что не стоит его покамест беспокоить; ибо я питаю глубочайшее уважение ко всяким религиозным отправлениям, как бы смехотворны они ни казались, и я никогда бы не смог отнестись без должного почтения даже к сборищу муравьёв, кладущих поклоны перед мухомором; или к тем существам в некоторых уголках нашей планеты, которые с подобострастием, не имеющим равного на других мирах, поклоняются изваянию какого-нибудь скончавшегося землевладельца, потому только, что его огромными богатствами всё ещё распоряжаются от его имени.
...и да смилуются небеса над всеми нами – и пресвитерианцами, и язычниками, ибо у всех у нас, в общем-то, мозги сильно не в порядке и нуждаются в капитальном ремонте.


Впрочем, приключений в книге предостаточно. Но если порхать по ним, что тот мотылек — пропустишь не половину, а пять шестых книги. Поэтому ее нужно читать, а не смотреть мини-сериалы, по ней снятые, и не скроллить краткое содержание, в котором никогда ничего не содержится.

У нас также имеется первый мастрид от френда. И все, кому интересны новые, незнакомые имена в фантастике — заглядывайте по ссылкам, заглядывайте.

Комментарии

( 140 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
pollijin
13 май, 2016 22:40 (UTC)
я вспомнила, как одна моя бывшая френдесса разразилась неожиданно злобным постом, почитав Кафку. "ааа!! это ужас, это бред! как вы это читаете!!". "просто" - ответила я и еще несколько человек)

я могу спросить каких-то рекомендаций относительно почитать/посмотреть/послушать, но только у тех, кого я хорошо знаю и вкусами совпадаю. или их вкусу доверяю. какого черта выспрашивать это у незнакомых людей - никогда не понимала.
inesacipa
13 май, 2016 23:12 (UTC)
Обида, обида на тех, кто умнее, что и говорить. Есть в ней и в ее сестрице зависти что-то настолько иррациональное, что здесь, в вирте, ими поминают и случаи, к ним не относящиеся. Словно демона заклясть пытаются: вы мне завидуете, оттого и видите меня насквозь! у вас баттхерт! )))

Какого черта выспрашивать это у незнакомых людей - никогда не понимала.

Я тоже не понимаю, но могу назвать своих любимых авторов, коли на то пошло. И меня постоянно спрашивают: а кто ВАШИ любимые авторы? Порой с эдаким нехорошим прицелом. Тогда так и тянет ответить: Нэнси Мак-Вильямс и ее книга "Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе". Нуачо? Я люблю ее почитать на досуге...
yu_sinilga
13 май, 2016 22:45 (UTC)
Первый раз вижу человека, с которым могу разделить собственное восхищение "Моби Диком" и почтение к Мелвиллу.




В синем и далеком океане,
Где-то возле Огненной Земли,
Плавают в сиреневом тумане
Мертвые седые корабли.
Их ведут слепые капитаны,
Где-то затонувшие давно.
Утром их немые караваны
Тихо опускаются на дно.
Ждет их океан в свои объятья,
Волны их приветствуют, звеня.
Страшны их бессильные проклятья
Солнцу наступающего дня...



Edited at 2016-05-13 22:48 (UTC)
inesacipa
13 май, 2016 23:01 (UTC)
Спасибо за песню.
Неужто в первый? И никого-никого до меня? Прямо не верится, что ни среди писателей, ни среди критиков не нашлось таких, как мы, с пиететом к Мелвиллу.
(без темы) - marexhe - 14 май, 2016 07:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 07:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yu_sinilga - 14 май, 2016 13:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 13:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - marexhe - 14 май, 2016 14:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 14:11 (UTC) - Развернуть
julia_monday
13 май, 2016 23:22 (UTC)
О! Я тоже люблю такие штуки, а не "приключения". Любовь к "приключениям" закончилась уже н-цать лет назад и как-то не собирается возвращаться.
inesacipa
13 май, 2016 23:33 (UTC)
Ну да, по мере взросления нам начинают нравиться Другие Вещи. )))
omega14z
13 май, 2016 23:40 (UTC)
Пристрастия, особенно в литературе - штука тонкая. И пытаться примерить на себя чужие предпочтения еще хуже, чем пытаться нацепить чужие туфли.
Два разных человека прочитают две разных книги...даже если книга будет одна и та же.
Просто потому, что эмоции и ассоциации она у них вызовет, соответственно, разные.
По большому счету даже любители Виликага Пейсателя Ще были бы в своем праве, нахваливая аффтара, если бы они делали это не в хамско-ультимативной форме. И не бегали бы по народу, пытаясь устроить дуэль в защиту чести оного пейсателя.

Как ни крути - литература может затронуть самые глубокие уровни восприятия..и именно поэтому почти никто не решается вывалить на всеобщее обозрение свои НАСТОЯЩИЕ впечатления. Это натуральный душевный стриптиз может получится, если разобраться.

Но именно в "Моби Дике" я не нашла ничего инфернально-ужасного. Да, текст непростой, будем говорить прямо. Да, описание одержимости - оно затягивает. Но в этом тексте есть красота...
inesacipa
13 май, 2016 23:54 (UTC)
Инфернально-ужасен не текст Мелвилла, а его влияние на множество читателей, не ищущих подобных глубин и красот. )))

Людей пугает склонность рассуждать на темы, при виде которых у них срабатывает избирательная слепота - так бабочки глохнут в спокойном состоянии. Людям подавай чего полегче, без нервирующих ощущений и замечаний, что отпускает автор и его герои. А раскрывать причины своего вытеснения и отрицания боязно - вдруг там какой-нибудь адов пиздец притаился?

Edited at 2016-05-13 23:55 (UTC)
(без темы) - omega14z - 14 май, 2016 00:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 00:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - omega14z - 14 май, 2016 06:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 08:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - omega14z - 14 май, 2016 08:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 10:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - omega14z - 14 май, 2016 10:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 10:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shantramora - 14 май, 2016 13:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 13:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shantramora - 14 май, 2016 13:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 13:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shantramora - 14 май, 2016 14:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 14:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shantramora - 14 май, 2016 14:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 14:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - omega14z - 14 май, 2016 14:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shantramora - 14 май, 2016 14:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - omega14z - 14 май, 2016 14:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shantramora - 14 май, 2016 15:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - omega14z - 14 май, 2016 15:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shantramora - 14 май, 2016 15:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - omega14z - 14 май, 2016 15:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mareicheva - 15 май, 2016 08:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 май, 2016 09:01 (UTC) - Развернуть
shantramora
14 май, 2016 03:09 (UTC)
Картинка к посту - просто супер! )) Вот оно - идеальное "краткое содержание в одной картинке".

Мелвилл бы, наверно, восхищенно покивал - ему же нравилось завести доверчивого читателя черте куда. ))) Хотите почитать эпиграф, чтобы вкратце понять, о чем книга? Пожалуйста, нате вам целых 80. Хотите понять жанр? Да вот вам они все, включая пьесу. Хотите думать, что это о религии? Ну конечно это о религии - вот вам цитаты. И о религиозной терпимости (сколько там расовой и религиозной терпимости - просто не веришь, что книга написана в 1851!). Нет, конечно это об экологии. Или о познании "вещи в себе", вернее, о почти-возможном, но ппц каком опасном для вашей крыши познании? (я лично предпочитаю этот вариант). Нет-нет, вообще-то, эта книга - о том, что бывает, когда следуешь за безумным лидером, зараженным безумной идеологией (надо было ввести ее в качестве обязательной школьной литературы в Германии 30-х). В общем, читатель, подставь свой фетиш. )))

Но все равно ошибешься, потому что то, о чем эта книга ("Это - образ непостижимого фантома жизни; и здесь - вся разгадка.") - невыразимо словами: "Все видимые предметы - только картонные маски. Но в каждом явлении - в живых поступках, в открытых делах - проглядывают сквозь бессмысленную маску неведомые черты какого-то разумного начала. И если ты должен разить, рази через эту маску!"

Помню, меня зацепило противоречие - я, значит, читаю первые главы, ржу на всю электричку, киваю авторским рассуждениям, а потом читаю на Goodreads, что эта кнга - воплощенное занудство. Жизнь, типа, слишком коротка для "Моби Дика". WTF?, - думаю я. А потом дохожу до проповеди в Часовне Китобоев - и, по прежнему хихикая, понимаю, что я читаю вообще не то, что написано. И внезапно моя челюсть со стуком падает на грудь, и я понимаю, что навеки влюблена это гребаный шедевр, и меня зацепило на всю жизнь. )))

Кстати, с "Демоном" меня тоже посетило то же чувство многоплановости - и тоже не сразу. ) А потом я уже нахально к нему привыкла во всех твоих книгах. )) К хорошему привыкаешь быстро...

"Моби Дик" - это как "Властелин Колец", только лучше, потому что Профессор, как ни крути - зануда, а у Мелвилла потрясающее чувство юмора. Он прикалывается в самые пронзительные моменты: "о возлюбленные мои братья! К чему нам всякие взаимные обиды, к чему дурное расположение и зависть? Оставим их; давайте все пожмем руки друг другу; нет, давайте сами станем, как один сжатый ком. Давайте выдавим души свои в общий сосуд чистейшего спермацета доброты.
О, если б я мог разминать спермацет вечно!"


И в самые стремные: "я для них - спичка! Жаль только: чтобы воспламенить других, спичка и сама сгорает! Я решился на то, чего желаю, а чего я желаю, того я добьюсь! Они считают меня безумцем - Старбек, например; но я не просто безумный, я одержимый, я - само обезумевшее безумие."

И да, тут миллион слоев и миллион аллюзий, и если мы добавим что-то свое, автор, уж конечно, не будет возражать. Он же сам сказал: Ибо только мелкие сооружения доводит до конца начавший строительство архитектор, истинно же великие постройки всегда оставляют ключевой камень потомству! Вся эта книга - не более как проект, вернее, даже набросок проекта. О, Время, Силы, Терпение и Звонкая монета! )))

Интересно, что каждый действительно видит в нем - свое, но все до одного - прекрасный язык (И. М. Бернштейн - переводческий монстр какой-то, она идеально уловила дух, я без труда отыскала желаемые цитаты, просто переводя их на русский. Порадовалась, кстати - значит, я тоже немного понимаю текст).

Спасибо за ключик к чтению сетологических глав, я о них еще толком не задумывалась! )

PS: Понимая, что мой коммент превысил всякие санитарные нормы по длине (но мы же о Мелвилле! ))), рискну привести свою последнюю любимую цитату, о том Никогде, где (и когда) находится твой литературный салон: "На карте этот остров не обозначен - настоящие места никогда не отмечаются на картах."

Edited at 2016-05-14 03:11 (UTC)
inesacipa
14 май, 2016 09:19 (UTC)
Ну вот, собралось в моем салоне несколько психов-любителей Мелчилла тонких знатоков - заставили остальных ходить по стеночке. )))

Понимание шедевра - любого - примерно так и отзывается. Если читать Свифта или Зюскинда, точно так же в какой-то момент понимаешь: прямо сейчас ты читаешь совсем не то, что вначале или в первые разы. Текст, изменяющийся при чтении, как если бы "книжные духи" его переписывали раз за разом, когда ты закрываешь книгу - это пугающе.

Хуже всего приходится книгам, которые упорно подаются как детско-приключенчески-сказочно-бытописательское. Люди, так подобные книги и воспринимающие, кажутся тебе идиотами - и возможно, ты прав. Весь вопрос в том, поумнеют ли идиоты с годами? Научатся ли не то что разить сквозь, но и видеть маски?

Порой мне хочется насмерть пришибить всех, кто создает книге репутацию в силу собственного идиотизма, подчас не читая самой книги. А спросишь: вы что, обдолбались, когда писали аннотацию/отзыв/рецензию, уебки? - в ответ вечная блудливая лыба издательской шестерки: отчего бы не "перепозиционировать" сложную, многоплановую, серьезную книгу в розовоочковое любовное чтиво или в тошнотное юмористическое фэнтези - их ведь берут гораздо лучше?

Интересно, что каждый действительно видит в нем - свое, но все до одного - прекрасный язык

Да ну? Сколько людей нынче не в состоянии отличить прекрасный язык от бойкого пера - да и вообще не заметить, каким языком вещь написана. Особенно в наше время, когда издатель выблевывает в книжные откровенную дрянь. На ней уже выросло два, если не три поколения дрянеедов.

На карте этот остров не обозначен - настоящие места никогда не отмечаются на картах."

Как сказал бы Калибан, "я этот остров получил по праву". )))
(без темы) - shantramora - 14 май, 2016 14:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 15:46 (UTC) - Развернуть
elvira_safarina
14 май, 2016 05:38 (UTC)
Читала в глубоком детстве и главная мысль была: "Да оставьте бедного кита в покое, сумасшедшие людишки!"
И да, воспринималась как приключенческая книга, без всяких философий))
inesacipa
14 май, 2016 09:20 (UTC)
В детстве, как правило, ничего больше к этой книге не чувствуешь - мозгов не хватает. Но сколько можно жить детскими представлениями и детской системой восприятия?
(без темы) - elvira_safarina - 14 май, 2016 11:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 12:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elvira_safarina - 14 май, 2016 13:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 13:50 (UTC) - Развернуть
xarald1988
14 май, 2016 06:18 (UTC)
Честно сказать, я тоже никогда не понимал ни этого вопроса "Что мне почитать" ни попыток предложить кому-либо что-то прочитать или посмотреть. Я что-то советую только тогда, когда я знаю что этому человеку этот фильм или книга понравятся.

Литературные вкусы вообще штука тонкая. Не так давно прочитал "Сто лет одиночества" и честно сказать, толком эту книгу не понял. Непонятно, то ли я еще не дорос до неё, то ли, если верить автору, никакой особенной глубины в ней никогда не было. Повесть "Полковнику никто не пишет" мне больше понравилась.
inesacipa
14 май, 2016 09:29 (UTC)
Я что-то советую только тогда, когда я знаю что этому человеку этот фильм или книга понравятся.

Как это можно знать, Андрей? На самом деле практически все, что мне советуют почитать с резюме "тебе должно понравиться", я отбрасываю. Можно лишь предположить, что человек в состоянии понять, а что нет. По уровню его интеллекта судить можно, а вот эмоциональная сфера и эстетические пристрастия - да там сам черт ногу сломит.

Мне кажется, любители попросить или порекомендовать мастрид считают свои заявы чем-то вроде светской беседы. Их не останавливают ни капитальные срачи, неизменно разгорающиеся из-за разницы во вкусах, ни то, что нас оценивают по любимым книгам и киношкам... Они даже себе не признаются, что думают о ком-то: вот дебил, читает/смотрит всякое говно! - а значит, так же могут подумать и о них.
(без темы) - xarald1988 - 14 май, 2016 10:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 10:38 (UTC) - Развернуть
crazybard
14 май, 2016 07:01 (UTC)
Хорошая книга. Надо будет перечитать. А то запомнил только, что мне было жаль кита.

Edited at 2016-05-14 07:20 (UTC)
inesacipa
14 май, 2016 09:30 (UTC)
Его снова будет жаль, но это неизбежно. В книге столько всего помимо несчастной доли преследуемого кита, что перечитать стоит.
(без темы) - crazybard - 14 май, 2016 11:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 11:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - crazybard - 14 май, 2016 11:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 12:17 (UTC) - Развернуть
fischdottir
14 май, 2016 10:22 (UTC)
"Зовите меня Измаил" :)) Люблю Мелвилла.
inesacipa
14 май, 2016 10:27 (UTC)
У-у-у, так нас действительно несколько! )))
(без темы) - fischdottir - 14 май, 2016 10:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 10:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fischdottir - 14 май, 2016 10:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 10:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fischdottir - 14 май, 2016 11:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 11:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fischdottir - 14 май, 2016 11:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 11:45 (UTC) - Развернуть
mumrik_snussi
14 май, 2016 19:29 (UTC)
Боже...как я продиралась через Мелвилла...сколько раз откладывала эту пыльную книгу - натурально, папа нашел её на котле в котельной травматологического института покорёженную и пропитанную тысячелетней пылищей...у меня от неё всё чесалось ужасно. Я её вычистила. Вымучила. нет. Не полюбила. НО - это лучшая!
inesacipa
14 май, 2016 19:32 (UTC)
Героиня. Преодолела пыль веков.
(без темы) - mumrik_snussi - 14 май, 2016 19:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 19:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mumrik_snussi - 14 май, 2016 19:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 14 май, 2016 19:48 (UTC) - Развернуть
miss_the_beast
14 май, 2016 21:41 (UTC)
Черт, это прекрасно!
Стыдно признаться, но я не читал "Моби Дика", причем исключительно из-за школьной программы, подававшей книгу в ключе "рыбоньку жалко, тыщи соплей и другие охуительные истории". Надо прочесть, ё-мое, тут такие просторы и самоцветы, оказывается.

П.С. Слушай, а что ты думаешь про "Дом, в котором..."? Или ты не читала?
inesacipa
14 май, 2016 21:54 (UTC)
О да, школьная программа настолько хороша в плане трактовки шедевров... Что порой хочется, чтобы ее вообще не было. (((

В "Моби Дике" столько смыслов и аллегорий, туда даже ухитрились вместить дофрейдовский фрейдизм с борьбой сущностей: Ахав - Оно, Старбек - Эго, Белый Кит - Супер-Эго. Вот что значит обогнать свое время лет на пятьдесят с гаком.

Мариам Петросян не читала, ничего о ее романе сказать не могу, увы.
(без темы) - miss_the_beast - 14 май, 2016 22:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 май, 2016 08:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - miss_the_beast - 15 май, 2016 11:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 май, 2016 18:05 (UTC) - Развернуть
О дают! - mareicheva - 15 май, 2016 09:03 (UTC) - Развернуть
Re: О дают! - miss_the_beast - 15 май, 2016 11:50 (UTC) - Развернуть
sumerla
15 май, 2016 12:44 (UTC)
Я одно время даже на имхонете зарегистрировалась и усиленно раздавала оценки прочитанным книгам, в надежде на интересные рекомендации. Но даже там не повезло.
inesacipa
15 май, 2016 18:06 (UTC)
Такие рекомендации давать - тут надо иметь определенный литературный вкус. Да и... не так уж многим рекомендациям люди следуют. И запросто лишают себя великих книг.
(без темы) - sumerla - 15 май, 2016 20:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 май, 2016 20:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sumerla - 15 май, 2016 20:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 май, 2016 20:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sumerla - 16 май, 2016 08:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 16 май, 2016 08:32 (UTC) - Развернуть
malcolmina_sama
15 май, 2016 16:59 (UTC)
Читаю. :)
А про море как раз высказывания вспоминала.

У меня ощущение, что всякие личназди, заявляющие что-нибудь в этом роде, не видят разницы между многословным графоманствои и отступлениями.
А любители экшона валяют про "фамильные глаза" и прочие радысти уже бездумно, и выходит куда хреновей рассуждений и отступлений.
inesacipa
15 май, 2016 18:24 (UTC)
Они так пишут свое "мненепонра", словно это заявление имеет вес - ну хоть какой-то. Неизвестно кому не понравилось, он ниасилил. Скажите пожалуйста, какая весомая рецензия. )))

В том, что нынче пытаются впиндюрить читателю, не то что отступления, но и основной текст читать сложно: сюжет мутный, половина линий провисает, вторая половина упирается в тупик, образы героев разваливаются и снова собираются уже другими, словно лего. Болото, форменное болото.
(без темы) - crazybard - 15 май, 2016 18:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 май, 2016 18:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - crazybard - 15 май, 2016 18:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 май, 2016 18:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - malcolmina_sama - 16 май, 2016 22:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 май, 2016 09:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - malcolmina_sama - 19 май, 2016 08:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 19 май, 2016 12:32 (UTC) - Развернуть
kosenko_danila
15 май, 2016 17:03 (UTC)
Признаюсь к своему стыду - не читал. И не помню, чтобы в школьной программе были хоть упоминания о "Моби Дике". Что-то слышал позднее, но не заинтересовался.

Да это что! В школьные годы на полке стояла книга "Золотой телёнок". И фильм тогда уже сняли и показывали. Мне было не интересно, я не понимал, что там происходит, на экране. Пока однажды не решил таки узнать, что это за книга у нас стоит на полке, потому что кончились книжки с фантастикой, которые таскал из школьной библиотеки. Сел, начал читать.
Многое не понимал, но, самое главное, читать было интересно. Начал читать днём, до сих пор помню, что есть захотелось. Чтобы не отвлекаться, налил кефира, отломил кусок батона и уселся дальше читать.
Потом родители сказали, что есть "12 стульев", но та книжка показалась не такой интересной, как "Золотой телёнок".
Кстати, похождения Остапа после получения миллиона показались уже не такими интересными.

Позднее, через несколько лет, увидел на полке Ремарка "На западном фронте без перемен", родители очень хвалили. Открыл. Не понял, что за ерунда, о чём говорит герой. Какие папиросы, какие сигареты? Чушь какая-то! Закрыл.
Через несколько лет открыл и не смог оторваться. Потом была и "Триумфальная арка", и "Три товарища", и "Чёрный обелиск". До сих пор помню, как в "Арке" герой прикуривает на мосту, как в "Обелиске" проститутки прогнали новобранцев, которых они воспитали школьниками, как там же герой вёл богословский спор и присматривал за помешанной девушкой, которая пыталась его соблазнить. Разговор с книготорговцем ("Книга - лучший подарок, разве вы не знаете?"). Как в "Трёх товарищах" герои поставили на развалюху гоночный мотор и троллили честных бюргеров. И прочая, и прочая!
inesacipa
15 май, 2016 18:19 (UTC)
Всё как ты говоришь: если судить о книге по краткому пересказу, по кино, по сериалам, вряд ли за нее вообще возьмешься. И хороший-то фильм не передает сути экранизированной книги, разве что дух - и то не в точности. А плохие экранизации только отвращают. И так же с чертовой школьной программой. Что хотел сказать автор? Быстро проштудировали методичку и ответили по ней, а не по тексту!

К тому же многие книги совсем не на тот возраст рассчитаны, в котором их впервые пытаешься читать. А помня детское разочарование, потом можешь эти книги и не открыть.
(без темы) - kosenko_danila - 16 май, 2016 14:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 16 май, 2016 15:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 16 май, 2016 15:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 май, 2016 08:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 17 май, 2016 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 май, 2016 17:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 17 май, 2016 18:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 май, 2016 18:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 17 май, 2016 19:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 май, 2016 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 17 май, 2016 20:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 май, 2016 20:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 17 май, 2016 20:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 май, 2016 20:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 17 май, 2016 20:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 май, 2016 20:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 18 май, 2016 18:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 18 май, 2016 19:09 (UTC) - Развернуть
kay_art
15 май, 2016 21:58 (UTC)
Мммм, восхитительная книга, где простое описание, ловля или разделка кита обретает глубинный смысл. Хотя моему окружению...скучно, поэтому меня в очередной раз упрекнули в любви к скучным книгам и фильмам.
Интересно так, тут многие пишут про злого Ахава и бедную зверушку, я же изначально ничего такого не увидела, хотя начала читать именно из-за моря и кита.

Тоже не люблю эту светскую манеру выпрашивать/посоветовать что почитать. Всё равно ведь не читают в основном.
Ещё обидней за писателей у которых выпрашивают "из любезности" почитать, что он пишет, а сами даже не открывают. Свинство какое-то.
Хотя сама я могу спросить совета, но таких людей раз, два и обчёлся, потому что в этом случае читаю.
inesacipa
17 май, 2016 08:18 (UTC)
Многие книги, поистине наполненные смыслом, а не описательные, скучны читателям.

Порой спрашиваю себя: чем бессмысленное описательство привлекает публику? Нафига тоннами поглощать книги, которые, кроме штампов, ничего в себе не несут? Однако, надо признать, для соображалки они легче плотного, информативного текста. И так же, как пищеварение расстраивается от слишком плотной еды, у некоторых от сложных книг расстраивается "мозговарение". Зато всякая мура, в которой мыслей ни на грош, идет в качестве клетчатки, лёооогонького салатика. И рубать тот салатик можно целыми грядками, как козел огород объедает.

В отношении искусства есть хищники, которые жрут редко, но помногу и преимущественно протеин - и травоядные, которые перемалывают траву по двенадцать часов в день, иначе им нипочем не наесться. )))

Ну а просить совета, чтобы никогда ему не следовать - это такой традиционный ход очарования собеседника. Типа "я даю тебе возможность покрасоваться передо мной в виде гуру, поэтому будешь мне должен". До таких кретинов не доходит, что специалист не испытывает ни малейшего желания давать бесплатные консультации, особенно тем, кто недостаточно умен, чтобы им следовать.
(без темы) - kay_art - 23 май, 2016 03:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 23 май, 2016 09:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kay_art - 23 май, 2016 11:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 23 май, 2016 12:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kay_art - 23 май, 2016 18:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 23 май, 2016 18:35 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 140 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    



Метки




Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner