?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая | Следующая

Любите ли вы Пруста?

yerka15

Хорошо, конечно, этот пост прозвучит после предыдущего, в котором я вожу мордой по столу самиздатовских куриц с их псевдоисторическим УГ. Как ответ на покусывания: "вам, Инесса, будет слишком сложной задачей прочесть мой роман". Хотя пост этот я начала писать давно, дабы развеяться от то и дело попадающихся мне графоманских симулякров мудрости. Не знаю, почему астрал подогнал мне комментарий от липучей самиздатовки. Не иначе как решил осчастливить меня иллюстрацией к еще не написанному посту.

Общей идеей которого должен был стать призыв отличать дутую заумь от истинной сложности. Многим кажется, что попасть в мейнстрим, а там и в классики, легко: пиши так, чтоб простому читателю ни хрена было не понятно — и выйдешь в дамки.

Когда я слышу попреки сегодняшнего читателя, обвиняющего в зауми даже тех авторов, которых мы в свое время воспринимали как легкое чтение, а нас — в снобизме, я вспоминаю, как продиралась сквозь Марселя Пруста, оставленного на больничной тумбочке в отделении "для спортсменов". Где мы, молодые и безмозглые, лечили свои вывихи и переломы, растяжения и бурситы. Любовные романы, бандитские детективы и Марсель Пруст.

Романы-детективы были проглочены еще в состоянии отходняка после того, как мою дельтовидную, трапециевидную и широчайшую подштопали (эх, знатно я тогда замахнулась! кабы не замахивалась, а шагала — штаны бы порвала), потом настала очередь Пруста. Навещать меня никто не навещал, книжек и мандаринов не носил (вытирает слезу жалости к себе), а держали в больницах долго. Три недели, четыре недели... Нафига? Да кто его знает, интенсивная терапия заканчивалась через неделю, швы снимали через две.

И все это время я, решив стать зашибенной интеллектуалкой (кому из тинейджеров этого не хотелось?), читала Пруста. Альтернатива, кстати, была нерадостная — ходить во дворик "расхаживаться" и слушать рассказы, кому какой бурсит вскрыли да сколько гноя выкачали. Почему-то в условиях больницы все становятся немного ипохондриками. Или не немного.

Но я намеревалась не поддаваться общим поветриям (как всегда) и под скрип извилин училась понимать фразы вроде: "Как есть геометрия в пространстве, так во времени есть психология; расчеты психологии не были бы точны, если бы мы не приняли во внимание Время и одну из форм, которую принимает забвение, забвение, силу которого я уже начал ощущать на себе и которое является мощным орудием адаптации к действительности, потому что оно постепенно разрушает в нас отживающее прошлое, находящееся в состоянии постоянной борьбы с адаптацией". О, эта фраза — предмет моей гордости. Многие ли поняли ее в двадцать? Хотите, объясню?

Прошлое, которое мешает нам адаптироваться — не что иное, как ригидность. Оно вступает в бой с новой информацией, подсовывая мозгу ту, что была завоевана в прошлых битвах с реальностью. Не понимая, что реальность изменилась, а значит, былые трофеи всего лишь музейный экспонат, человек пытается прикрыться этой истончившейся, изъеденной временем броней от новых снарядов и оказывает ранен. Порой тяжело и многократно.

Поэтому забвение и есть орудие, помогающее нам вернуться в окружающую действительность из воспоминаний, где мы были молоды, нежны и одновременно свирепы, действовали раньше, чем думали, а говорили больше, чем действовали. Может, мы и сегодня любим поболтать, зато и само понятие действия изменилось, и слово наше стало, наконец, действием, о чем мы мечтали в молодости, не зная, чем нам аукнется исполнение нашей мечты.

Психология времени — то самое облагораживающее действие, которое стирает краски с античных статуй. И хорошо, что стирает: благодаря раскраске они походят на дешевые глиняные поделки. Время же придает им вид небесных видений, несущих свою неземную красоту через мелкотравчатое мельтешение людей, а то и богов, которых эти статуи изображают. Вечно спящий и вечно юный Эндимион не подвластен пластам грязи, что наметают пески и реки времени, а вот легенда о нем — подвластна, и еще как.

Интересно, какую из легенд избрало бы наше время? Ту, где Селена родила от Эндимиона полсотни дочерей? Или ту, где Зевс пообещал прекрасному юноше исполнить любое желание, и Эндимион пожелал навеки уснуть? Или ту, где он получил от Зевса дар умереть, когда пожелает? Или миф о том, как Эндимион был вознесен Зевсом на небо, где влюбился в Геру, а она заменила себя тучей, после чего обманутый любовник облаков был низвергнут в Аид или погружен в вечный сон? Сейчас-то мы в основном слышим тот вариант, согласно которому богиня луны Селена сама усыпила Эндимиона, чтобы поцеловать спящего красивого юношу, а может, упросила Зевса исполнить любое желание Эндимиона, и тот пожелал себе вечный сон, совмещенный, однако, с бессмертием и юностью спящего тела.

Пожалуй, эпоха виртуальных забав выберет последнее: что может быть актуальнее желания выпасть из реала? Будь у пользователей такой шанс, к Селене бы выстроилась очередь: возьми меня в Эндимионы!

Так о чем бишь я? О Марселе Прусте. Вернее, о способности читателя (не говоря уж о способности писателя) извлекать многое из немногого.

Замечу а propos, что мои посты об извлечении старой информации и создании новой почти не пользуются спросом. Возникает ощущение, будто несколько давних читателей, сделав над собой гигантское усилие, доводит количество комментов до "приличного минимума" и отваливается на травку в бессилии: ну и намудрила ты нынче, мать! Спасибо, милые, за попытку, я ценю, честное драконово слово.

Конечно, куда интересней наблюдать за аутодафе очередного дурного рыцаря, прискакавшего к драконьему логову со швейной иглой вместо меча и катехизисом в качестве щита от огненного драконова дыхания. Но истинная жизнь драконья не в сполохах, от которых пеплом рассыпаются рыцари, деревни и замки, о нет. Она — именно в мудреных поисках смысла, а порою и вовсе в вещах, для большинства заведомо бессмысленных. Например, в сновидениях. Или в Прусте.

"Идеи — наследницы скорбей; когда последние превращаются в идеи, скорби отчасти теряют свое вредоносное действие на наше сердце, и даже, в первые мгновения, само по себе превращение нежданно высвобождает радость. Впрочем, наследники только во временном порядке; кажется, Идея первична, a горе — только образ вхождения некоторых Идей в нашу душу".

Это можно счесть заповедью творческой натуры. Благополучный, счастливый и жизнью не мытый-не катаный человек вряд ли сможет извлечь из своей души достаточно чувства, а из своего разума достаточно идей, чтобы наполнить ими книгу. Он может бойко рассказывать о приключениях. Хотя те же приключения, пока мы внутри них — не что иное, как неприятности, а то и бедствия, приключениями они станут в наших воспоминаниях. Если мы, конечно, выживем.

А значит, для писательской профессии надобно не за шкафом валяться и не в саду эдемском прохлаждаться. Мысль простая, но попробуйте ее воплотить, о возомнившие о себе лишнего МТА, фикеры и самоделкины с самиздатов. Подозреваю, что вы взвоете на первой же полосе препятствий, когда на бумагу/монитор/диктофон потребуется выложить то, что еще саднит в вашей памяти, а не обойтись бойким перепевом старых историй на новый лад.

Люблю ли я Пруста? О нет, нет и еще раз нет. И снова нет, чтобы вы поняли всю мою серьезность. Он бешеный пес занудства, превращающий в рассуждение любую прелесть ничегонеделанья и ничегонезнания.

"Снобизм для иных подобен приятному на вкус питью, в которое они намешивают полезные вещества".

И что, хочется спросить? Что ты хочешь этим сказать, Валентен Луи Жорж Эжен Марсель, кроме того, что уже сказал? Что снобизм полезен лишь отчасти, а в общем и целом вреден, как всякое приятное питье — или?.. Договаривай! Но нет, ты возвращаешься к своей Жильберте, не давая себе труда объяснить, что же там дальше со снобизмом, которого приятно тяпнуть на природе с понимающим слушателем.

"Из отвращения к вульгарности они доводили до такой тонкости искусство маскировать личный намек под замысловатыми иносказаниями, что часто он проходил не замеченным даже тем, к кому был обращен".

Жил бы ты в наше время, автор, во время, в которое любой намек проходит незамеченным, будучи со слоновий пенис размером. И входит, и выходит, и ничего не происходит. Смеялся бы над всяким, кто, в силу многоумности своей, вынужден общаться с десятью из тысячи, потому что им не нужно объяснять семь раз мысль умную и семижды семь раз — тонкий намек.

А еще удостоверился бы Пруст, Валентен Луи Жорж Эжен Марсель, сколь вирт отличается от реала.

"Никогда не следует питать неприязнь к людям, никогда не следует их осуждать, руководясь воспоминанием о какой-нибудь злобной их выходке, ибо нам неизвестно все то добро, какое душа их могла искренно пожелать и осуществить в другие минуты; конечно, дурной поступок, который мы однажды наблюдали, повторится в той или иной форме, но душа человеческая гораздо богаче, она способна на множество других проявлений, которые тоже будут повторяться у этих людей и которым мы отказываем в привлекательности только по той причине, что люди эти однажды поступили дурно".

С этой мыслью мы возвращаемся к началу поста (эта песня хороша, начинай сначала): люди, если ничему от жизни не научились, могут повторять свои дурные поступки, но душа их богаче этих пакостей, она способна на хорошее и даже на повторение этого хорошего, но... Но. Обдумав прустову доброту и гуманность, нельзя не сказать: повторение дурного есть тот самый яд, который каплет в любое приготовленное по доброте блюдо. И пусть его в блюде немного — этого достаточно, чтобы вызвать расстройство желудка, а то и хроническую болезнь.

Невозможно найти того, кто никогда бы не злоумышлял и не раздражался бы против тебя. Но любителя плюнуть тебе в кофе и в душу лучше держать подальше. Разочаровался в человеке — смирись с тем, что он уже больше никогда не будет так хорош, как ранее в твоем представлении. И никогда не сможешь ты ему доверять, каким бы мелким бесом он перед тобой ни рассыпался. Особенно в вирте, где все быстротечно — и чувства, и мысли, и люди.

Мы живем в измененном пространстве-времени-мышлении. Нам есть куда сбежать от реальности, есть кем притвориться, позабыв про собственную личность, про ее застарелые язвы и выступающие углы, есть кому соврать насчет нашей собственной значимости, есть кем заменить насмешника, не пожелавшего слушать наше вранье. Всё, чего реал не желает нам предоставлять, мы можем получить в виртуале. Это отдаляет нас от Пруста и его идей. Почему именно вирт? Потому что он поистине бесконечен, а вовсе не ограничен, как реал.

В реале так или иначе все твои свойства на тебе и отразятся. И если ты беспощаден, будь готов, что тебе не простится ни одна ошибка, ни одно отступление, ни один шаг вниз по лестнице. Вся твоя жизнь будет держать тебя в вечном напряжении, как мышца гордецов — твое лицо. Лучше научиться прощать или хотя бы отпускать того, кто тебя разочаровал (сама я, признаюсь, этого не умею и учиться не хочу — но такова уж я в жестокосердии своем).

Но в вирте, наоборот, мягкость и всепрощение принесут тебе вечное положение терпилы и ездовой кобылы. Народишко, прощупав рамки дозволенного, очень скоро примется тебя седлать и поддавать шенкелей. Поэтому учись не давать лишних шансов лишним людям и отвечать сторицей на попытки тебя оседлать. Боишься, что все тебя покинут? Других найдешь. Должно же быть у тебя место, где ты людям доверяешь, даже не будучи никем, без лица и без имени?

И совсем другое дело — книги, фильмы, картины. Здесь Марсель Пруст всеконечно прав, говоря: "Мы забываем, что и красота и счастье неповторимы, что мы заменяем их обобщением, которое мы образуем, беря, так сказать, среднее арифметическое от понравившихся нам лиц, от испытанных нами наслаждений, и из этой замены вырастают всего лишь отвлеченности, хилые и бесцветные, оттого, что им как раз недостает свойства новизны, непохожести на то, что нам знакомо, этого неотъемлемого свойства красоты и счастья. И мы выносим жизни пессимистический приговор, и мы считаем его справедливым, так как уверены, что приняли во внимание счастье и красоту, тогда как на самом деле мы сбросили их со счета и вместо них подставили синтезы, в которых ничего уже не осталось. Так заранее зевает от скуки начитанный человек, когда ему говорят о новой «прекрасной книге», потому что он представляет себе смесь всех известных ему «прекрасных книг», тогда как прекрасная книга своеобразна, неожиданна и является не итогом всех предшествующих шедевров, а чем-то иным, и, чтобы постичь это иное, совершенно недостаточно усвоить итог, ибо в него-то оно как раз и не входит".

Мы боимся разочароваться в вещах больше, чем в людях. Хотя усилие от нас требуется минимальное: прочесть несколько страниц, вглядеться в кадр, вдуматься в содержание — в то время как с людьми этим не отделаешься. Людей мы испытываем на собственной душе, на собственной коже, а бывает, что и на собственном кошельке. Произведения искусства — в лучшем случае на собственной сигнальной системе, да и то недолго. И почему, спрашивается, вещей, которые могут оказаться не тем, чем рекомендованы, мы побаиваемся, а людей, которые запросто оказываются именно тем, кем, вернее, чем их видит интуиция — допускаем до себя едва ли не с энтузиазмом?

Впрочем, это парадокс из разряда вечных.

Комментарии

( 44 комментария — Оставить комментарий )
ting_li
19 янв, 2016 20:40 (UTC)
вот, ты мне напомнила, что я давно хочу почитать Пруста в оригинале. Когда мы его "проходили", и я его книги как-то читала, они меня не впечатлили СОВСЕМ. Правда, список литературы был очень большой, и все книги в том списке кирпичики, времени рассусоливать не было.
И вот, несколько лет назад в жж одна френдесса, моего возраста примерно, сказала, что перечитывала Пруста и сейчас уже по-другому все восприняла, что это надо после 40 читать. Мне стало интересно, и я ещё решила, что перевод был, возможно, плох. И придумала себе, чтобы оттянуть время, видимо,:))что мне книжку надо купить, с учётом того, что я на французском медленно читаю, библиотечную книгу продлевать замучаешься. И чтобы книга была в мягкой обложке ( важен же каждый миллиметр на полках - меньше места занимает), и чтобы б/у и дешевая. И, представь себе, я это купила за 2 доллара, именно то, что напридумала. Там первые 3 книги. Читай, блин... Но теперь у меня другие отговорки, что вот библиотечные книги надо читать другие, их же надо быстро возвращать, а эта своя подождёт. Да, уж...
inesacipa
19 янв, 2016 21:02 (UTC)
Ничего, подождет. Главное, читать понемногу, не ожидая увлекательности. У него главное - вот такие вот перлы мысли, а сюжет... Спроси меня кто, про что писал - я и не вспомню. А некоторые мысли запомнились на всю жизнь.
yu_sinilga
19 янв, 2016 21:17 (UTC)
На выбор предлагалось прочесть (обязательно для филфака) либо "В сторону Свана", либо "Под сенью девушек в цвету". Прочла обе; из его длиннейших, нуднейших описаний запомнилась эгоцентрическая, но верная метафора: девушки на берегу щебечут и цветут, всегда одни и те же, как листва, как волна, с течением времени меняется только созерцающий их рассказчик.

Нет, не люблю. Удачная шутка: "Жизнь так коротка, а Марсель Пруст так длинен!"
inesacipa
19 янв, 2016 21:22 (UTC)
Нуднейшие описания - это верно. Такие, как он, особенно хороши в виде сборника цитат, столь презираемых истинным читателем. Не могу не согласиться с читателем, но и замечу: есть такие книги, которые филологи погонными метрами меряют, а простые люди по-простому игнорируют.

У меня подруга училась в Тарту у Лотмана, рассказывала, как они считали, сколько метров книг им надо прочесть к сессии. )))
yu_sinilga
19 янв, 2016 21:36 (UTC)
Анекдот есть про "юриста" и "филолога" (в нашем старом универе тоже юрфак был этажом выше): идёт хлипкий очкарик, сгибаясь под стопой книг, студент-юрист соболезнует: "Небось монографии к экзамену тащишь?" Студент-филолог: "Это СПИСКИ обязательных к прочтению монографий!!"

inesacipa
19 янв, 2016 21:46 (UTC)
Как искусствовед могу только понять и посочувствовать.

Помню, мне к курсовой понадобилась одна книга по средневековой живописи. Надо сказать, обычных книг искусствоведы почти не читают, только книжки с картинками. )))

Большинство альбомов из зала фигу вынесешь: они все "невыносимые", то есть закреплены за залом. И если в другом зале есть такая, в которой имеется материал для сравнения - плохо твое дело, искусствовед. Запоминай на глаз, что ты там сравнивать собирался - и так и неси до другого зала, боясь расплескать запомнившееся.

Я разыскала нужное в библиотеке ГМИИ, попросила подругу-сотрудницу взять сей труд на свой абонемент, прибежала, счастливая, в ГМИИ, смотрю, а передо мной инкунабула. Со столешницу размером и толщиной с мою ногу. Подруга деловито спрашивает: "Штамп о невыносимости есть?" - "Нету", - отвечает библиотекарша, - "решили, что ее все равно никто не поднимет и никуда не понесет!" - "Мы понесем!" - отвечает подруга. - "У нас в отделе ксерокс есть". И подняли, и понесли, и отсняли, что было нужно! Как вспомню, так самой смешно: библиотекари понадеялись на вес книги, решили, что студенты-искусствоведы ее из зала не унесут. Ха!
yu_sinilga
19 янв, 2016 21:58 (UTC)
Какое же благо - Интернет, и как это благо дурно используется - дураками.
inesacipa
19 янв, 2016 22:03 (UTC)
И не говори. Я как представлю, сколько можно будет сделать на благо науки после того, как будут оцифрованы центральные и специализированные библиотеки, прям досада берет: где ж ты был, интернет, в 80-х и 90-х, когда я еще училась! Сколько бы я могла прочесть дома, в комфорте - помимо того, что прочла, сидя по библиотекам!

А заглянешь за какой-нибудь нужной книгой в тырнет - опять двадцать пять, за рыбу деньги: либо текста вообще нет, либо в каком-то кривом скане, либо с отзывами, после которых хочется прийти к аффтару отзыва на дом с огнеметом. Бал кретинов.
omega14z
19 янв, 2016 22:32 (UTC)
Не, вроде не валяемся в бессилии... Правда и особо умных мыслей вряд ли выдам.

Пруста не читала, врать не стану. Хотя мысли у него действительно интересные.
Но в тинейджерском периоде (А подобные вещи имеет смысл попытаться осилить именно в юношестве, потом не полезет) мне не хотелось стать интеллектуалкой, наоборот - тогда я еще училась не умничать. Хамов в моем окружении любили. Снобов - нет.
Твой друг не становится хуже от того, что он не читал Вольтера...равно как и наоборот: сноба с его высокомерием не сделают симпатичнее никакие познания.
Эта истина была тогда у меня еще на стадии освоения, но в ее силе мне потом не раз пришлось убедится...

По теме же поста...
Насчет "Никогда не стоит питать неприязнь к людям" - категорически не согласна. Я в течении жизни много-много раз выслушивала благоглупости на тему "В каждом есть что-то хорошее". Ну да, уж хоть пара почек для черных трансплантологов-то найдется..пока их хозяин не испоганил оные потреблением спирта.
Может и найдется. Может и в мусорном баке что-нибудь хорошее найдется - если не быть слишком брезгливым и залезть туды с головой. Весь вопрос в том: "А так ли надо, как не хочется?".

А вот насчет забвения он прав, это есть великая сила и великое благо, на самом-то деле. Нет, не "сводящий с ума бабушку немец по фамилии Альцгеймер", а способность времени смывать краски эмоций со статуй воспоминаний.
Люди, лишенные этой полезной опции - глубоко несчастны. Для них каждая обида - вчерашняя, без срока давности.

И насчет того, что без жизненного опыта не получится создать живое произведение ,он снова прав. Тут и спорить-то не о чем.


А мягкость и всепрощение и в реале вполне могут водрузить на тебя седло. Большое, многоместное. Ты вдруг окажешься ужасно много всего должен, причем стребовать с тебя этот долг попытается разная шопопала...

inesacipa
19 янв, 2016 22:53 (UTC)
Ну вот и хорошо, что не обессилели. А то иной раз чувствую себя виноватой. Виноватый сноб - виданное ли дело? )))

Хотя сноб из меня тот еще, прямо скажем, при моих-то пристрастиях...

Может, перед Прустом кто-то покаялся и потом действительно исправился - вот писатель и офигел от этого зрелища? Я вот ни разу не сталкивалась с тем, чтобы человек покаялся не для того, чтобы его простили, а он потом смог еще раз нагадить, причем куда основательней. Следовательно, мне и фигеть не пришлось, и мысль эту я не приняла, как и ты.

Ну и склонность к всепрощению в себе не вырастишь, хоть сто лет молись, постись и сам себя в дугу гни. Подобные вещи, мне кажется, даются или не даются то ли в пренатальном периоде, то ли в детстве-юности.

Я, как человек с очень хорошей эмоциональной памятью, если что запоминаю, то с ощущениями вместе - и могу сказать, что это довольно большое испытание. Каждый раз приходится себя удерживать и напоминать: сломанная этим уродом кукла мне давно не дорога, и может, сейчас этот урод отличается от себя лет сорок назад. И все-таки лучше с ним не связываться, наверняка он все так же любит ломать чужое...
omega14z
20 янв, 2016 00:31 (UTC)
Скажем так - мне вообще невнятен смысл термина "покаяться". То есть некто сначала гадил-гадил, а потом ВДРУГ решил перестать? А какие вводные изменились? Я стала не аццким черепонем, а милым розовым единорожкой? Ему вдруг стало накладно продолжать...или стремно?
В чем причина такой смены курса?
Если причина в том, что стало стремно - то где гарантии ,что когда перестанет быть стремно все не начнется по новой?
Ну не верю я во "Он вдруг осознал, что так не делают", вот хоть с маслом меня ешь!

Само собой, речь идет не про ошибки или мелкие недоразумения, которые разъясняются после выяснения отношений. Ну мало ли - неправильно друг друга поняли. Это все же другое...

Я имею в виду серию осознанных поступков, целью которых является доставить тебе геморрой на дом.
А поскольку я сама очень, очень редко даже пасть открываю под влиянием одних только эмоций - то априори полагаю, что и прочие граждане так же действуют обдуманно. Какие бы причины их на это ни толкнули...

Ну вот, субъект обдуманно тебя не любил до жути - и вдруг возлюбил?
А, еще ведь есть дивное объяснение: ему про тебя говорили плохое, а потом вдруг у него открылись глаза!
А вот тут будет сразу нахуй, даже без предварительных игрищ.

Это моя личная Маральна Травма. Был у меня эпизод по молодости лет, то есть когда мне было 17...
У меня завелся бойфренд: здоровенный, очень красивый байкер Леха. Ну вот, и началось черти-что: сегодня у нас за здравие - Леха гордится моим обществом, а завтра вдруг за упокой - Леха не здоровается, смотрит как Ленин на буржуазию и сваливает от разговора...
А,ему сказали, что я девушко неприличное и ваааще блядь..Бывает.
Послезавтра снова за здравие: кается, на колени падает, мол накиздели злые враги, он плохо про меня думал, но теперь у него открылись глаза.
Через неделю - опять та же картина маслом и сыром: драма "Ленин и буржуазия" разворачивается по новой. Это с ним еще кто-то поговорил...
Так вот, у меня еще тогда хватило умишка вторых извинений с покаянием не принять. Хоть мне на это и пеняли: мол человека-то понять можно! Он же извинился, чего тебе еще надо?
Ну уж нет, амиго мио, если ты такой впечатлительный - то купи себе резиновую бабу. Про нее никто ничего плохого не скажет...
Состоялись перевыборы бойфренда...
А еще я на этом печальном примере осознала ,как важно безусловное принятие и больше ни на какие опции не смотрела. Либо ты принимаешь меня как есть, в любую погоду ,либо мы пьем только чай, да и то - из очень разной посуды.


А вот память у меня эмоциональная работает довольно странно. Оно как бы разбито на блоки: происходят некие события в некий период времени. Они меня даже волнуют мало-мало, я их вполне эмоционально воспринимаю, но вот ситуация закрывается - и блок воспоминаний о прожитых годах уходит на вечное хранение. Все. Больше никаких эмоций не вызывают ни те люди, ни те события. Началсья новый отсчет.
И если человеку из моего окружения не повезло переехать в следующий блок - я буду помнить о нем только справочно: Вася Пупкин. Вроде родился, вроде учился, был хорошим товарищем... Но волновать его судьба меня уже не будет. Ни гнева, ни обид, ни симпатий.
может это и не совсем нормально - зато довольно удобно. Никаких страданий и гештальтов. Прожито, опыт извлечен, убрано.




inesacipa
20 янв, 2016 11:10 (UTC)
Нет, вытеснение у меня тоже работает: я забыла целые трудовые коллективы, с которыми работала. Или училась. Мне попросту незачем помнить эту группу людей, их имена и фейсы. Я могу припомнить, но с трудом. Я перезабыла большинство своих хахалей (да, я неприличное девушко, у меня их за тридцать лет были десятки - так мне и лет-то сколько), не вспомню ни лиц, ни имен, разве что очень напрягусь.

Особенно если ничего нового для себя в в поведении этих личностей не обнаружила.

Но были какие-то вещи - как правило, для меня непривычные и даже ошарашивающие (вроде поведения многих людей здесь, в вирте), которые я не забыла и забывать не собираюсь. Я либо злопамятная, либо просто злая и память у меня хорошая. Но в вирте мне на практике дали понять: прощать и разбанивать не стоит никого - или очень скоро ты получишь тройную дозу того, за что эта особь и вылетела в бан.

Опять же не стоит усмирять интуитивную антипатию: да ладно, этот человек ничего плохого тебе не делал и не хотел! Увы, первое впечатление, особенно негативное, в вирте вернее, чем где бы то ни было, интуиция здесь практически не ошибается.

Ну и пресловутые раскаявшиеся... Сколько я их по жизни видала - не сосчитать. Меня больше отвращают даже не они, а тихони. Те, которые громко гадят и столь же громко каются, по большей части истерики или гебефреники, которым бы внимания толику, они за внимание мать родную продадут, не то что друга или приятеля. А вот влезающие помаленьку тебе под крылышко, а то и под кожу тихони, которые пытаются проесть в тебе дыру в форме себя... Это хуже всего.
ah_nasaroh
20 янв, 2016 10:00 (UTC)
Всепрощение - отлично вбивается в детскую головку, если "повезло" с семьей. Но...Господь - милосерд, а жизнь совершенно невероятным для человеческого умишки - справедлива. Захочешь жить, научишься быть жесткой, жестокой, возможностей для этого - подкинут в избытке.

Edited at 2016-01-20 10:26 (UTC)
inesacipa
20 янв, 2016 11:17 (UTC)
Именно что невероятным. Мы понятия не имеем, что все эти издевательства над нами на самом деле есть справедливость. И я даже не шучу.
ah_nasaroh
20 янв, 2016 11:35 (UTC)
Знаю, что не шутишь. У тебя с логикой - все в порядке, причинно-следственные связи понимаешь. А что не понимаешь (они не так чтобы очевидны зачастую) - то просто чувствуешь.;-)
inesacipa
20 янв, 2016 11:39 (UTC)
Спасибо, дорогая. Ты знаешь, как я ценю твое высокое мнение о моей логике. У вас, театралов, оно особое. Животное чутье на логику, я бы сказала. )))

Edited at 2016-01-20 11:39 (UTC)
ah_nasaroh
20 янв, 2016 11:46 (UTC)
Ага, животное. Потому что театральная голова - тот орган, в который логику, как знание, фиг запихнешь.))) И голова трещит, и логика.)))

Edited at 2016-01-20 11:46 (UTC)
inesacipa
20 янв, 2016 11:48 (UTC)
Остается только интуитивное понимание. А оно, как известно, глЫбже.
shantramora
20 янв, 2016 06:46 (UTC)
Какой красивый пост!
Психология времени — то самое облагораживающее действие, которое стирает краски с античных статуй. И хорошо, что стирает: благодаря раскраске они походят на дешевые глиняные поделки. Время же придает им вид небесных видений, несущих свою неземную красоту через мелкотравчатое мельтешение людей, а то и богов, которых эти статуи изображают.
Какая изысканная череда образов!

Пруста читать не приходилось, но теперь думаю, что стоит...
Прикольно, что он говорит о времени, как о пространственном измерении - пусть и психического, личностного пространства - за 5 лет до того, как Эйнштейн опубликовал ОТО. Интересно, не читал ли Эйнштейн Пруста? )))

Про забвение и время, как адаптацию к реальности, еще Заболоцкий хорошо сформулировал: лишь именем одним я называюсь...

"Снобизм для иных подобен приятному на вкус питью, в которое они намешивают полезные вещества" - Мне кажется, польза снобизма - в ограничении общения с придурками и с тем, что что среди них в моде, включая мировоззрение и политические убеждения. А приятное и очевидное - самодовольство... Но если не подмешать полезное - ограничение и ... бдительность что ли, то приятное питье может навредить, не зубам, так душе.

Мы боимся разочароваться в вещах больше, чем в людях. Да, почему-то люди для нас невероятно привлекательны... Хотя люди предают, продают и вообще плевать друг на друга хотели и при этом ломают жизнь себе и другим, чтоб вписаться в чье-то представление о норме и о правильности. Этот абзац так же полон взаимоисключающих параграфов, как и мы, люди. ))

Жалко, я не умею в многочисленные и умные комменты, но могу заверить, что люблю такие философские посты больше всего в твоем журнале.
inesacipa
20 янв, 2016 11:25 (UTC)
Кабы меня не изумляли две вещи - бесконечная глупость людская и бесконечная изобретательность поварская - я бы только такие посты и писала. То-то нудно было бы. )))

Пруст, безусловно, гений. Но гений жесточайший, его отношение к человеческому разуму можно сравнить с отношением беспощадного тренера к спортсменам: будь наставник помягче, не требуй от живого тела выносливости робота, проку бы вышло больше, однако тренер не умеет иначе. Вот и выкручивает мышцы и нервы подопечных до отказа. Зато из его команды выходят либо легенды, либо калеки.

Трактовать прустовы высказывания можно на сто ладов, но главное не в этом. А в том, что все они вызывают размышления. Мне кажется, самое ценное качество писателя - умение заставить читателя думать. Без нас, креативных, по сути, некому заставить человека думать над вещами, не нужными ему для выживания или комфорта. )))
shantramora
20 янв, 2016 13:32 (UTC)
Без нас, креативных, по сути, некому заставить человека думать над вещами, не нужными ему для выживания или комфорта.
Я смутно подозреваю, что быть человеком - это не только про выживание и комфорт, это больше... А вы - показываете щели в заборе комфорта и выживания - и через эти щели мы видим и чужой и свой дискомфорт, а иногда звезды - как повезет.
inesacipa
20 янв, 2016 13:39 (UTC)
Для того оно, искусство, и нужно. Больше ему заниматься нечем, кроме как подобные щели в заборе организовывать или хотя бы указывать на уже существующие. )))

Хотя те, кто путает самопознание с самовыражением, называет это писательское дело если не пиздуховным, то бессмысленным. Сама видишь, сколько графоманов приходит сюда, сделав ротик куриной жопкой и упрекая меня во лжи, высокомерии и снобизме.

Ну а потом, истессьно, все они гордо желают мне успехов в борьбе за большую литературу. Сами-то юбеловы, говнолорды, упитанные феи и прочая срань ее только угробить планируют. Или порвать себе на тампаксы.
shantramora
20 янв, 2016 13:58 (UTC)
упрекая меня во лжи, высокомерии и снобизме
Ну, лично мое мнение таково, что человек, написавший Демона и вышеприведенные строки про облагораживающее действие времени... и дофига еще всякого - может страдать или наслаждаться хоть вообще всеми существующими пороками, это никак не приуменьшает его вклада в ноосферу и моего личного кайфа от чтения этих вещей и строк. Нам, тащем-та, повезло, что тебе не влом с нами всеми разговаривать.

И, боюсь, без некоторого снобизма и высокомерия, порвали бы те феечки на тряпку не только литературу. Они ж заразные и токсичные - причем для сколь угодно крутого разума.

Пусть желают, когда-то ж и желания должны сбыться... Я надеюсь, не через полвека, как у Мелвилла, сейчас все побыстрее работает.
inesacipa
20 янв, 2016 15:02 (UTC)
Бгг. Спасибо, дорогая, спасибо. Писатели и люди искусства жить не могут без некоторого наслаждения пороками, что правда, то правда. Ну а мой порок (по крайней мере здесь и сейчас) - чересчур хорошая память, на беду всем любителям рассказывать, как я им навязывалась да как они меня выгоняли.

Одно странно: почему я и скриншоты ставлю, и ссылки ношу, а этот гордый пипл пока ни одного скрина, ни одной ссылки не притаранил в своих защечных мешках. Хоть бы показали, что ли ча, скриншот реплики, где я умоляю позволить мне поправить текстик очередной графоманки - уж разоблачили бы так разоблачили.

Ах, да. Я же У СЕБЯ, как они любят сетовать, все тру и сношу - на нет и суда нет. Так у себя бы поискали! Умолять КОГО-ТО: "Дай я поставлю тебе зыпитую, дорогая!" я должна, по идее, у этого кого-то в журнале/разделе/днявке. Ихде, спрашивается, моя беготня по ИХ ресурсам, после которой они меня выгоняли-выгоняли, аж замучились, м? )))

Ну а высокомерие со снобизмом, коим нынче именуется обычное нежелание вести "научные дискуссии" с полными профанами - это чистой воды проекция. Любой дебил, осилив полторы статьи по теме, окатывает морем высокомерия всех, кто ему кажется ниасилившим оные полторы статьи. В то время как специалист просто замыкается, если не может избавиться от идиота путем бана. Не отвечает. Не идет на контакт. Я единственная, кто объясняет (пусть и накануне бана), чем именно это мудло мне не мило, какие ошибки совершило и какую хню несло. И считаю это своеобразной любезностью. В духе вирта.
shantramora
20 янв, 2016 18:16 (UTC)
Я должна, по идее, у этого кого-то в журнале/разделе/днявке. Ихде, спрашивается, моя беготня по ИХ ресурсам?
Еще и логики от них хотеть? Не, ну это уже совсем жестоко. ))

И считаю это своеобразной любезностью. В духе вирта.
Вот чего, судя по цитатам в Сети, не хватало Прусту - здорового ехидства, переходящего в черный юмор. ) Тогда бы его, наверно, больше читали.

Нашлась хорошая цитата про снобизм и прочие "пороки" и "недостатки" - Есть болезни, от которых не следует лечить, потому что они предохраняют нас от более опасных. (Он, вроде, понимал толк в болезнях... А еще в печеньках.) )
inesacipa
20 янв, 2016 19:03 (UTC)
Не, ну это уже совсем жестоко. Действительно, что это я с ними, как с людьми. Да еще разумными. )))

Есть болезни, от которых не следует лечить, потому что они предохраняют нас от более опасных. Хорошая цитата, но это, в принципе, медицинский метод того времени.

Смешное сопоставление возникло. "У Германтов" был написан в 1922 году, как раз в те времена одну болезнь другой лечили. За полтора десятка лет до того был изобретен сальварсан (противосифилитический препарат на соединениях мышьяка) и его применяли аж до 1930-х годов, хотя это был чистый яд - он с невеликой вероятностью лечил сифилис, зато травил больных, точно крыс. В одно время с окончанием "Германтов" в медицине появились щадящие препараты на солях висмута. Но их применяли мало, предпочитали травить сифилитиков мышьяком - так вернее. От ртути и мышьяка, накапливавшихся в организме, бледная трепонема дохла с большей вероятностью. Одну болезнь вытесняли другой.
shantramora
20 янв, 2016 20:04 (UTC)
Может, они на работе люди, а тут - ядовитая хищная мелочь, в точности как фэйри у Пратчетта в wee free men.

Круто! Выходит, если знать реалии того времени, когда сказана фраза, ее можно понять несколько иначе. Полнее. Очень здорово, когда такие вещи указывают в примечаниях. :)

Да, а еще анестезии нормальной не было, и антибиотиков... Подумать только, еще в 70-е у нас не всем было легко достать банальный пенициллин. Сейчас тоже гоняют болезнь болезнью - гельминтами лечат аллергию и примериваются к рассеянному склерозу. ) Хотя гельминты, строго говоря, не болезнь. Черт, надо ж мне было от Пруста докатиться до гельминтов... В ДБД не возьмут, пожалуй.
inesacipa
20 янв, 2016 20:12 (UTC)
На то и нужны сноски, примечания, чтобы человеку, который станет читать книгу лет через сто, не зная быта и даже реалий авторского существования, было ясно, о чем речь. Или хотя бы направление ему указать.

Когда-нибудь, когда изобретут средство для безопасного снижения веса, тоже легенды будут рассказывать, как ожирение глистами и бычьим цепнем лечили. Нде. И меня в ДБД не возьмут. Ну и лана. )))

Я испорчена тем, что изучала историю медицины и историю врачевания некоторых распространенных заболеваний. Сифилис за 500 лет чуть не угробил белую расу, даже удивительно, что мы выжили. Большое спасибо ханжеству. Будь христианство не столь враждебно настроено по отношению к сексу, белые бы вымерли подчистую.
kosenko_danila
20 янв, 2016 06:47 (UTC)
>потребуется выложить то, что еще саднит в вашей памяти
Тут трудно будет удержаться от соблазна "Вся команда боялась капитана Флинта, а Флинт боялся только меня". Чтобы получить хоть какую-то компенсацию за прошедшие страдания.

Касательно прощения. В жизни встречались такие люди, с которыми я бы не хотел встретиться вновь. Не потому что боюсь, а потому что прибил бы при встрече, хотя, наверное, духу не хватит. Когда человек, моложе меня лет на пять, пользуясь моим подчинённым положением, гнобил меня.
Да, в жизни они своё уже получили, про одного узнало начальство и отправило в глушь (потому что он на начальство ссылался, а тут история выплыла). Второй кинул всех заплативших бабки клиентов (и меня на зарплату в размере полугодовой оплаты) и теперь бегает от серьёзных людей. Но в том положении я не мог ничего поделать с ними, ситуация была такая. :(

Для лентяев есть викицитатник из Пруста. :)
Кстати, виноват ли тут переводчик, но есть в цитатах что-то честертоновское. И ещё вспоминается Иван Ильин "Книга тихих созерцаний". Влияние Пруста несомненно. :)
inesacipa
20 янв, 2016 11:47 (UTC)
Компенсация - такая штука, ее трудно не получить, даже не совсем праведным путем. А потом компенсировать получение неправедной компенсации. )))

Ну, перечисленные тобой случаи никакой Пруст не смог бы признать достойными второго шанса. Это либо дураки, не контролирующие собственные "спонтанные реакции", либо авантюристы, не контролирующие их же. Они, может, глубоко в душе и не так плохи, но на поверхность хорошие качества никогда не пробьются - там такая толща пороков и инфантилизма, что и динозавр бы не пробился, не то что слабый росток морали.

Цитатники из Пруста действительно неплохи. Они, правда, отсекают все детали рассуждений. Можно сперва прочесть, а потом по цитатникам вспоминать, к чему это относится.
ah_nasaroh
20 янв, 2016 10:40 (UTC)
Не люблю. На меня Пруст оказывает такое же действие, как попытка связать шарфик, - через час состояние такое, что хоть в "Иностранный легион" вербуйся, так хочется всех убить.)))
Он - красив, да. Он - глубок, конечно (дык, мне в кошмарном сне не приснится назвать Пруста - плохим писателем), но мне он - чужой совершенно. И даже чуждый. Насароги - натуры грубые, толстокожие, неповоротливые, им - таких изысков, может, и хотелось бы разуметь, да природа не дает...
А, может, все еще проще: и тупому непарнокопытному хочется стать такой тонкой и звонкой штучкой, чтобы уметь наслаждаться прустовскими извивами, да вот опять же - не дано. Меня с приведенных тобой цитат и то - три раза колбаснуло. Потому что пресловутый снобизм для меня - не стопарик на лужайке, а броня, защищающая от куда более вредных и токсичных ощущений, например. И благородное отношение к людям - слишком часто выходит боком, чтобы следовать призывам писателя. Он - просто отражает не мою реальность. А к тем, чьей она и сегодня является - мне с рождения вход закрыт.

inesacipa
20 янв, 2016 11:52 (UTC)
Я за свою жизнь много чего связала! Меня вязание как процесс когда-то успокаивало. До интернета. Тут мы отличаемся.

Но насчет текста мы согласны: при всех достоинствах (и недостатках) Пруста он мне чужд. Я тоже им не наслаждаюсь, а знай обрабатываю да интерпретирую. Но материала для размышлений своими книгами и даже отдельными фразами он дает много. Ежли кто любит анализировать - там есть что.

Реальность прустовская, конечно, иная. Столетней давности - как ей не быть иной? И этим Пруст тоже ценен, а то вечные ценности иной раз навевают тоску: сколько лет прошло, а они все те же. )))
ah_nasaroh
20 янв, 2016 12:13 (UTC)
Я лучше забор покрашу. Или выучу наизусть поэму Маяковского целиком.)))
Дык, гениальный же писатель! Согласна, не согласна, прет, не прет, а думать и думать.
Ну, Достоевский или то же Уальд - тоже не вчера писали. Но как-то в них я нормально себя чувствую. Все интуитивно понятно, а если еще подтянуть знание матчасти тех времен - так и вовсе. А тут - просто что-то из разряда "чего Бог не дал - в аптеке не купишь" получается.

Edited at 2016-01-20 12:13 (UTC)
inesacipa
20 янв, 2016 12:25 (UTC)
Я сейчас тоже лучше покрашу чего или напишу псто. Тогда, знаешь ли, и темп жизни был другой... Не такой бешеный, что удивительно. Казалось, времени впереди гамак и ты все успеешь, не жаль часы и часы тратить на щелканье спицами.

Есть, есть в Прусте нездешность. Тем-то он и ценен: из его глаз бывает полезно глянуть на мир, чтобы получить сдвиг по фазе в понимании некоторых процессов.
ah_nasaroh
20 янв, 2016 13:49 (UTC)
А еще лучше - лишний часик поспать.;-)
Я бы сказала - ненашесть все-таки. Знаю людей, для которых Прст - и родной, и полностью здешний. Но другим он действительно помогает изменить "точку сборки". Ненадолго, правда. Мне с его поэтизации порока вкупе с огромным морализмом весьма неприкрытыми временами становится просто...зевотно. И я закрываю книгу в очередной раз. Надолго. Я - резче и грубее,чем требуется для прустовской неочевидной парадоксальности все-таки.
inesacipa
20 янв, 2016 15:07 (UTC)
У меня из-за возможности спать сколько угодно проблемы со сном страшные. Нарушения сна уже лет двадцать. Горжусь тем, что не сижу на снотворных.

Я, как ты знаешь, идеи в литературе не по себе меряю. У меня профессиональный интерес. Поэтому вещи и взгляды, которые мне никак не подходят, я складываю стопками, словно стираные вещи: сейчас не надену, надену потом. Я с ними не сольюсь и не сроднюсь, но носить-то что-то надо. На свою писательскую работу.
ah_nasaroh
20 янв, 2016 16:59 (UTC)
Мне сон хорошо наладили. когда депру дечили. Но все равно зимой хочется впасть в анабиоз до тепла. Ненавижу холод, чувствую себя в морозы отвратительно.
Писателю да, чужие книги - нужны иначе. Но и просто человеку, который имеет наглость стремиться к пониманию искусства, не лишне придерживаться старомодного уже принципа: можешь не любить, недопонимать, не соглашаться и не врубаться ни умом, ни сердцем, а знать творчество веховых мировых авторов - изволь. Или честно признайся, что не так уж тебе это искусство интересно.
inesacipa
20 янв, 2016 19:13 (UTC)
А я жару ненавижу. Для меня и сейчас в квартире слишком тепло - БМ повключала полы, окна закрыла. А я постоянно все распахиваю, выключаю и сплю на холоде. Иногда под окном, в шезлонге, под пуховым одеялом. Мне предпочтительно, когда нос мерзнет. В тепле мне плохеет. Медведица я. Причем белая.

Что верно, то верно: не любишь - не люби, это тебе не деньги и не тортики. А знать изволь. Ну или признай, что не интересуешься. У нас же норовят вместо знания подсунуть "маё-нимаё, нра-ненра" и тому подобную кухонную чушь.
dukeofbujumbura
20 янв, 2016 16:35 (UTC)
Мне кажется, Пруст из той же породы писателей, что и Джойс - важных для жанра, литературы, искусства в целом, но не для читателя.
inesacipa
20 янв, 2016 18:48 (UTC)
Что современному читателю важно, сам черт не разберет.
lawyer_crazy
20 янв, 2016 15:48 (UTC)
Прочитала пост, долго думала) Потом вернулась к первой цитате.
Пруста честно не читала, каюсь, и судя по цитатам, он... странный. Из тех писателей, которые не с тобой говорят, а сами с собой, и что понял - твое.
Про геометрию и психологию - прекрасно) Но я как-то иначе поняла, вспоминая свои собственные мучения.
Вот сидишь ты, смотришь на этот растреклятый треугольник, и не знаешь, что это и за что хвататься. А когда дойдет и начнешь решать, все становится ясно. Вот точка А, вот точка B, такие-то координаты, все логично, решается - такая-то теорема, из нее выводится вторая, и вот она точка С, тут, и АB такой-то длины. Все, сориентировался, решил, нашел и знаешь куда идти.
Так же и в психологии. Сидишь в своих внутренних джунглях и не знаешь, куда идти и что вообще вокруг. А если вникнуть и начать расчеты... ты в точке А, тебе надо в С и идти столько-то и С там-то по такой-то теореме.
Логично, красиво, ясно.
Но главное в расчетах - про время не забывать.Если бы мы помнили все, задача бы стала нерешаемой. Слишком иного точек, слишком много условий.
inesacipa
20 янв, 2016 18:46 (UTC)
Ну да, Пруст - он такой. И явно не слишком озабочен тем, чтобы быть понятым или быть принятым. )))

Найти хотя бы точку отсчета, от которой уже можно двигаться в каком-либо направлении, а не предаваться броуновскому движению или беготне кругами - уже неплохо.

Есть писатели, которые никаких таких точек отсчета тебе не покажут и не скажут, как искать. Вернее, их большинство. Многие пишут очень приятно: читаешь, расслабляешься. А те, которые воздействуют на ум с пользой, как правило, народ стрессогенный и дискомфортный. Ввергают мозги в качку и могут устроить читателю морскую болезнь представлений о мире, более известную как когнитивный диссонанс.
dukeofbujumbura
20 янв, 2016 16:18 (UTC)
В моем какбэ вузе Пруст даже в обязательные не попал, видимл, посчитали, что нам Джойса хватает)
inesacipa
20 янв, 2016 18:47 (UTC)
Это могли: зачем студентам столько ума сразу? Эдак они будут умнее преподов.
( 44 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930



Метки




Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner