?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая | Следующая

Веницейские задворки



Думаю, о веницейской прелести написано столько, что прибавлять к этому свои восхваления незачем. Тем более что хвалить современную Венецию - не музеи, а сам город - практически не за что. Можно восторгаться ее былыми красотами или тем образом, который складывается в воображении у людей, никогда там не бывавших или бывавших на всяких мероприятиях, ну и оценивающих, соответственно, либо мероприятия, либо художественные фотографии Венеции.

Свой собственный взгляд в отношении таких городов-декораций, где коренное население находится в положении не то обслуги, не то заложников фестивалей-карнавалов, сформировать довольно трудно. Странно оценивать декорации, не зная, к какому спектаклю их приготовили.

При первой встрече мне Венеция ужасно не понравилась. Все потому, что в ней оказалось аж два Калле-дель-Пистор, причем именно в Калле-дель-Пистор находилось палаццо Гварди с гостиницей на третьем этаже, где мы с БМ забронировали номер. Один дель-Пистор оказался всего-навсего в километре от вокзала, куда прибывают поезда, а второй... Второго, казалось, не было вовсе. Сперва мы, естественно, прибыли в глухой проулок (а дело было ночью), с мусорным баком и запахом мочи вместо входа в палаццо. Таких местечек, служивших некогда отличным подспорьем браво - наемным убийцам - в Венеции полным-полно.

Некоторые сквозные - убивай и беги.



Некоторые нет - "Оставь его: перед рассветом, рано я вынесу его под епанчою".





Видите название? Проулок Смерти! Небось, не за красивые глазки местных белла донн назван.



И пришлось нам с кофром на колесиках блуждать (МТА бы написал "блудить") по венецианским задворкам (признаюсь, они так же отвратительны, как и задворки любого города, не столь обильно воспетого классиками). Собственно, за исключением каналов и дворцов, вся Венеция - сплошные задворки.

Дворцы с изнанки превращаются в бараки.



Некоторые из них вполне мирные и даже идиллические.





С магазинчиками и кафе.



С вездесущим венецианским бельишком.



Но когда выходишь из переулка на что-то вроде площади - сразу понимаешь: путь твой непрям и извилист. Тебе нужно каким-то образом проникнуть в сырую щель, в которой добрые соседи открывают окна попеременно, потому что ставни окон, расположенных напротив, мешают друг другу. Зачем? А иначе по нужному адресу не добраться!





Вот такой ширины "улица" в историческом районе - уже неплохое место. Хотя по моему мнению, это форменное ущелье в каменных джунглях. Солнца здесь не бывает никогда, зато сыро - всегда.









Настоящие улицы Венеции - это каналы. Причем не только Большой канал, но и крохотные "ручейки" между домами, где ступеньки ведут в воду прямо из подъезда.



Белье висит над головами лодочников и пропитывается ароматом илистой, гнилой воды.





Обслуживают население шустрые жуликоватые лодочники, гондольеры возят исключительно туристов.









Да и много ли тех гондольеров... Всегда 433 человека. В любое время и при любом наплыве туристов, а также подъеме воды. Все они венецианцы, все они не красавцы и не поэты. Многим категорически не стоит не только петь, но и кричать: "Прего, синьора, прего!" - голоса у парней гаже, чем у чаек. Однако они поют и орут. Ибо такова венецианская традиция!





А то свалят свои гондолы в узком канале - и сами тоже куда-то свалят. Фрагорино и граппу попивать, не иначе.





Что меня больше всего раздражало в Венеции, так это отсутствие длинных набережных и полноценных улиц. Мало того, что набережные короткие, их еще и перегораживают подъездами.



Во всей Венеции два-три променада на весь город, в Кастелло и в Дорсодуро. Кастелло - отдаленная и нетипично просторная часть города.







Должно быть, оттого, что там некогда располагался Арсенал, который в старину был верфью для постройки знаменитых венецианских галер, нас постоянно несло на эти галеры. Об этом районе я напишу отдельно, опишу и Дорсодуро, и странный остров Гвидекка.

Остальные "набережные" - не что иное, как короткие переходы от подъезда до подъезда. Короткий больверк длиной триста-пятьсот метров - уже большая удача для любителя прогулок.





А хотелось бы прогуляться вдоль канала по променаду длиной эдак километра три-четыре... Увы, веницейские набережные слишком дорого обходились гидростроителям, оттого их почти нет: выходишь из дворца и сразу в ладью, синьора. Прогулки с кавалерами исключительно в пределах видимости строгих маменек.







Видите, к чему примыкает мост? Не к двери, а к окну, а сбоку сход на набережную, которую, очевидно, по весне и по осени затапливает. Как только строители не изощрялись, чтобы по Венеции можно было не только плавать, но и ходить! Оконце, небось, ведет во дворик, где можно пройти посуху, когда Венецию настигает высокая вода.



Садов и парков в исторической части почти нет, если не считать частных владений и высоких заведений, вид на которые открывается с самых высоких мостов, например, с Понте-дель-Академия, моста Академии.



На этом мосту самый злой ветер: нас, идущих на другую сторону, не раз заставал снег.



Признаюсь, у меня сформировалось свое мнение о зимней Венеции, отличное от мнения Бродского и кого бы то ни было еще. Венеция... красива. Как может быть красив пожилой, элегантно стареющий щеголь, некогда богатый и красотой, и деньгами, и любовью, и славой. Сейчас красота поистрепалась, золото и любовь протекли меж пальцев, слава, впрочем, никуда не делась - но раздражает, ужасно раздражает, мешает думать о душе и прочем memento mori. Словом, Венеция капризничает и кокетничает - а мы и рады повестись на это престарелое кокетство.

Комментарии

( 52 комментария — Оставить комментарий )
kuzulka
15 июл, 2017 10:51 (UTC)
Ты мне напомнила мою прабабушку, она вечно говорила нам, детям, чтобы мы угомонились, потому что отвелкаем ее о мыслей о вечном. Думаю, она потому и жила так долго, что мы ей мешали умирать.
inesacipa
15 июл, 2017 11:03 (UTC)
Думы о вечном обычно в то самое вечное и приводят. Другое дело, что без них никак не обходится, едва ты становишься достаточно старым.
(без темы) - kuzulka - 15 июл, 2017 11:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 июл, 2017 11:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kuzulka - 15 июл, 2017 13:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 июл, 2017 13:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kuzulka - 15 июл, 2017 15:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 июл, 2017 15:24 (UTC) - Развернуть
gorrah
15 июл, 2017 11:45 (UTC)
Хех... Последний абзац повторил мои мысли, при чтении поста. Что Венеция была невероятно богата и красива, когда большая часть Европы еще ютилась в крытых соломой хижинах, в сравнении с этими хижинами. Только потом Европа выросла и сама научилась торговать, а Венеция состарилась, да и расти ей было некуда.

Edited at 2017-07-15 11:45 (UTC)
inesacipa
15 июл, 2017 11:52 (UTC)
Она и сейчас красива, но это город без будущего, город-декорация. Туристы ее топчут, как копытные в Серенгети - траву, а все остальное время Венеция пребывает в нездоровом полусне.

Еще в начале прошлого века она была оживленной и более обжитой. А сейчас свернешь с "кок-стрит" - и такое чувство, будто в вымерший город попал.
crazybard
15 июл, 2017 12:28 (UTC)
Очень хорошо написано, спасибо.
В Венеции чувствуется славное прошлое- она состарилась благородно, а не как города-призраки на Диком Западе.
У кого-то путевые заметки приятно почитать, а от большинства книг плюешься плевом.

Edited at 2017-07-15 12:40 (UTC)
inesacipa
15 июл, 2017 13:09 (UTC)
Нет. Ничего благородного в сегодняшнем положении Венеции нет. Эта республика была королевой морей, а что теперь? Официантка в рыбном ресторане? Горничная в приморском отеле? Я была крайне разочарована этим грязным, шелушащимся городом с наглухо запертыми полуразрушенными дворцами и сдержанной ненавистью к "понаехавшим".
(без темы) - fonzeppelin - 16 июл, 2017 20:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 16 июл, 2017 20:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fonzeppelin - 16 июл, 2017 21:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 16 июл, 2017 21:11 (UTC) - Развернуть
yu_sinilga
15 июл, 2017 12:45 (UTC)
Веницейская жизнь
Веницейской жизни, мрачной и бесплодной,
Для меня значение светло.
Вот она глядит с улыбкою холодной
В голубое дряхлое стекло.

Тонкий воздух кожи, синие прожилки,
Белый снег, зеленая парча.
Всех кладут на кипарисные носилки,
Сонных, теплых вынимают из плаща.

И горят, горят в корзинах свечи,
Словно голубь залетел в ковчег.
На театре и на праздном вече
Умирает человек.

Ибо нет спасенья от любви и страха,
Тяжелее платины Сатурново кольцо,
Черным бархатом завешенная плаха
И прекрасное лицо.

Тяжелы твои, Венеция, уборы,
В кипарисных рамах зеркала.
Воздух твой граненый. В спальнях тают горы
Голубого дряхлого стекла.

Только в пальцах — роза или склянка,
Адриатика зеленая, прости!
Что же ты молчишь, скажи, венецианка,
Как от этой смерти праздничной уйти?

Черный Веспер в зеркале мерцает,
Все проходит, истина темна.
Человек родится, жемчуг умирает,
И Сусанна старцев ждать должна.

1920
inesacipa
15 июл, 2017 13:03 (UTC)
Re: Веницейская жизнь
А Мандельштам бывал в Венеции? Кажется, биографы считают, что нет. Иначе написал бы точнее.

Кабы он увидел здешние похороны - понял бы, насколько здесь непразднична смерть (сегодня она к тому же травестирована вспышками фотоаппаратов - туристу невозможно удержаться и не снять похороны в Венеции, лодки с гробом, венками, скорбящей вдовой и бойкими лодочниками): в наглухо закупоренных ставнями домах, в полумертвых комнатах, тронутых гнилью, ждущих, словно тюрьма Поцци, реставрации или полного погружения. Смерть в Венеции похожа на смерть пассажира плывущего корабля - за борт тебя, венок по водам пустить и забыть, что ты был.
mumrik_snussi
15 июл, 2017 16:46 (UTC)
Стареет этот щеголь заманчиво...)
inesacipa
15 июл, 2017 18:22 (UTC)
На его соблазны весь мир приезжает любоваться, чего и говорить. А в пересменок этих визитов щеголь старательно лечится, полгорода в лесах.
nasto_na_sto
15 июл, 2017 17:50 (UTC)
Всегда сочувствовала людям, вынужденным жить в этой влажности и тине. Вы поддтвердили мое впечатление.
inesacipa
15 июл, 2017 18:21 (UTC)
Мрамор колонн до середины черен - разъедает адриатической солью, гнилым запашком от каналов тянет даже зимой, летом, говорят, этот аромат усиливается несказанно. Неудобств венецианцам лагуна приносит много, мне кажется, больше, чем преимуществ.
kosenko_danila
15 июл, 2017 19:27 (UTC)
Не нагуглил байку, которую ты, вероятно, слышала или читала. Поэтому своими словами.

Дело было после революции, за заграницей. Один известный человек, русский эмигрант, пригласил другого известного человека, иностранца (разумеется, аборигена) в русский ресторан. И постоянно говорил: "Вон тот швейцар в России был князем, этот официант - бывший граф" и т.п. А иностранец пришёл с маленькой собачкой. И кто-то из персонала из вежливости решил поинтересоваться, какой породы его собака. Иностранец-абориген ответил: "Эта маленькая болонка до революции была огромным бульдогом!"
inesacipa
15 июл, 2017 19:43 (UTC)
Ну, это он зря нахамил - и сам он, и его болонка как мелкими шавками родились, так шавками и померли. Князем или графом остаются пожизненно, революции, узурпации, работа таксистом или официантом не делает графа не-графом. Тут, как Ардов писал:
"В двадцатые годы одному аристократу сказали:
— Вы — бывший князь?
— А почему же — бывший? — спросил тот.
— Ну, как же, — говорят, — ведь у нас титулы отменены…
— Помилуйте, — отвечал аристократ, — ведь князь это прежде всего порода… Вы же не говорите «бывший сеттер»…"
(без темы) - kosenko_danila - 15 июл, 2017 19:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 июл, 2017 19:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 15 июл, 2017 21:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 июл, 2017 21:47 (UTC) - Развернуть
omega14z
15 июл, 2017 20:17 (UTC)
Всё-таки там ощущается некая особая атмосфера... Как будто средневековье совсем рядом. Хотя на пятки ему наступает реальность..
Жить в таком - не хочется, а вот проникнуться атмосферой в подобных местах довольно просто.
А вот на карнавал я бы хотела попасть, я люблю всё такое..иногда.
tetushka_nell
15 июл, 2017 20:37 (UTC)
Да. Атмосфера, энергетика... Средневековье... Мне этот город ощущается сладковатым ароматом жути. Вообще я не любитель ужасов и ужастиков, но вот это - нравится. И карнавал тоже - злое, дурное веселье
(без темы) - inesacipa - 15 июл, 2017 20:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 июл, 2017 20:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - omega14z - 15 июл, 2017 21:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 15 июл, 2017 21:04 (UTC) - Развернуть
shantramora
16 июл, 2017 20:28 (UTC)
Спасибо за рассказ - и показ. Если доведется когда-нибудь туда попасть, буду знать, чего ожидать (Катманду 2.0), чтобы "парижский синдром" не приключился.

Я, кстати, этой зимой с удивлением узнала, что венецианский карнавал возродили совсем недавно, в 1979 (ты-то, конечно, знаешь). Переводила запись разговора с Валирио Фести (который световые инсталляции в Москве делал), и он хвастался, что чуть ли не собственноручно это провернул. Наверно понял, какой это замечательный источник дохода. Нам бы тоже не помешало возродить какую-нибудь древнюю традицию. )

ОТ: попались тут прикольные иллюстрации к "Божественной Комедии". От бывшего иллюстратора детских книжек. )
inesacipa
16 июл, 2017 20:46 (UTC)
Иллюстрации неплохие (хоть я этот натужный примитивизм и не люблю), только зря они поставили на сайт музыкальное сопровождение. Меня такие "гезамткунстверки" раздражают. Может, у меня дантов ад с другими музыкальными произведениями ассоциируется (а так и есть).

Я знаю, потому что курсовую писала по смеховой культуре, ну и прошлась по реконструкции старинных торжеств. А то бы и не узнала нипочем - зря ты думаешь, будто я вся из себя всезнающая! 😄

Планомерное (и нудное) изучение искусствоведческих дисциплин дает какие-то знания насчет музеев и городов-музеев. Однако изнанку любого города в виде местных Калле-дель-Морте и сотопортего можно увидеть только лично. Потом-то эту информацию можно переоценить и вовсю применять, но в момент, когда ты тащишься через весь город зимней ночью, с кофром на колесиках, по ста мостам, вапоретто не ходят, в такси не содят... Ты возненавидишь и Венецию, и саму Шамбалу. 😵
(без темы) - shantramora - 16 июл, 2017 21:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 16 июл, 2017 21:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - shantramora - 16 июл, 2017 21:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 16 июл, 2017 21:51 (UTC) - Развернуть
tusyaelenko
17 июл, 2017 16:41 (UTC)
Заколдованное место это для меня. Никак не могу туда попасть. А так хотелось.
Но теперь уже побаиваюсь. Съезжу и вернусь к вредной привычке.
inesacipa
17 июл, 2017 16:52 (UTC)
Ну, если будет возможность, стоит съездить, но в "не-сезон". Тихая, как бы заснувшая на зиму Венеция вполне способна очаровать своими древностями. Главное - не требовать от нее веселья и живости, это у старого города наносное.
(без темы) - tusyaelenko - 17 июл, 2017 16:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 июл, 2017 16:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tusyaelenko - 17 июл, 2017 17:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 июл, 2017 17:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tusyaelenko - 17 июл, 2017 17:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 июл, 2017 17:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tusyaelenko - 17 июл, 2017 18:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 июл, 2017 18:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tusyaelenko - 17 июл, 2017 18:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 17 июл, 2017 18:55 (UTC) - Развернуть
( 52 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   



Метки




Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner