?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая | Следующая


Если вы долго всматриваетесь в бездну, бездна начинает всматриваться в вас.
Известный немецкий психопат.

Кошмарную задачу я себе поставила — описать персонаж, сошедший с ума от так называемой "атмосферы инцеста", царящей в его семье. Моему роману "Двутелый андрогин", в котором постоянно противопоставляются мир корней и мир ветвей (это уже не психоанализ, а каббала, с которой бессознательное крепко-накрепко связано как с хранилищем мифологических архетипов), оказался необходим персонаж с подобными деформациями, он там не от балды и не "для сексу". Но как, спрашивается, в художественном произведении описать персонажа с подобным анамнезом? Наша публика психологически не слишком грамотна, сомневаюсь, что хоть кто-нибудь знает, что такое инцестуозность. Лекцию читателю прочесть в тексте, как советуют люди, убежденные, что потеря читательского внимания к тексту — невеликая потеря? Другие же читают лекции по ходу текста, в результате чего читатель теряет нить повествования и пролистывает целые главы, — и четакова?

Начала раскрывать образ с булавочного укола в тему, с пояснения в абзац длиной — и сразу обнаружила у своей тест-группы изрядный интерес к столь болезненной и, что греха таить, отталкивающей теме. Все мы сталкивались с этим явлением, не зная, как оно называется и к чему ведет. Чтобы понять, придется ознакомиться с концепцией инцестуозности, разработанной в 90-е годы французским психоаналитиком Полем-Клодом Ракамье. Французский психиатр и психоаналитик работал с шизофрениками, когда обнаружил странную и страшную закономерность: младенцами его пациенты не смогли пройти через отреагирование эдипова комплекса и увязли в том, что сам Ракамье называл псевдо-Эдипом, пре-Эдипом и ант-Эдипом, имея ввиду не только "анти-Эдипа", но и "ант", происходящее от слова "antecedent" ("предшествующий, предыдущий").

Формирование ант-Эдипа начинается с того, что в семье из поколения в поколение передается некая история, связанная с фигурой из предыдущих поколений — и, как правило, история трагическая: потеря, разрыв, травма. Эта потеря "идет" по материнской линии, влияя на судьбу следующих поколений. После трагедии мать приходит к намерению родить ребенка "для себя" и сделать его своим нарциссическим (в данном случае это значит "неразделимым, неотчуждаемым") продолжением. Если в Эдипе существует три персоны: отец, мать, ребенок, то в ант-Эдипе мать и дитя — одна монада, где мать совмещает в себе не только образ отца, но и все наследие предыдущих поколений. В результате представление детей о табу инцеста и многих других табу, важных для социализации, так и не формируется. Притом, что любая деформация глубинных пластов психики, своего рода корней подсознания, дает такие вершки, что только держись...

Понятие инцестуозности сегодня распространяется шире, нежели понятие инцеста. В понятие инцеста входят различные манипуляции с сексуальным подтекстом, которые предпринимает взрослый по отношению к ребенку, находясь с этим ребенком в родственной связи. И в то же время инцест обозначает такие же действия между лицами, не всегда представителями одной семьи, но всегда принадлежащими к разным поколениям: агрессор становится для жертвы аналогом отцовской фигуры, однако позволяет себе сексуальные домогательства. Усыновленные дети и дальние родственники также подпадают под категорию жертв.

Шандор Ференци, один из первых психоаналитиков, в статье "Смешение языков" описывает, как ребенок из-за подмены ожидаемого ребенком "языка нежности" на взрослый "язык влечений" переживает шок, теряет свободу мышления, идентифицируя себя с агрессором, он "направляет агрессию против себя самого, теряя способность к удовольствию от жизни". Как видите, достаточно всего лишь перестать нежничать с ребенком "по-детски" и перейти в "взрослым нежностям", чтобы детское сознание потеряло себя и перестало понимать окружающий мир. А это прямой путь к самым опасным берегам.

В процессе наблюдений за больными с тяжелыми психопатологиями, в особенности, с шизофренией, Ракамье пришел к выводу, что причина болезни, помимо прочего, заключается в специфическом симбиотическом характере отношений между больным и его ближайшим окружением. Эдипов комплекс, над которым охотно посмеиваются дилетанты (а вернее, эдипова фаза с присущим ей комплексом) на самом деле является базовым моментом психосексуального развития личности. Этот момент необходим для достижения человеком психологической зрелости.

Эдипов конфликт образуется вокруг родителей обоего пола. В результате этого конфликта ребенок:
а) открывает для себя суть разницы полов,
б) фантазирует о любовных отношениях с родителем противоположного пола,
в) соперничает с родителем своего пола, желая занять его место,
г) боится наказания со стороны соперника, формируя страх кастрации,
д) и, в конечном счете, принимает запрет на инцестные желания.

Да, подсознание — место довольно грязное, а дети не ангелочки. Но это не значит, что нужно извращать детские попытки узнать, что такое семья и каково место в семье ребенка, на которого не изливаются сомнительные сексуальные потребности родственников.

По завершению эдиповой фазы окончательно формируется Сверх-Я (можно сказать, эта структура личности не что иное, как наследник эдипова комплекса), ответственное за идеалы, мораль и совесть, признающее законы и ограничения реальности. Но если ребенку помешать, создав с ним нездоровый, инцестуозный симбиоз — что из этого выйдет?

Ракамье изучал особенности протекания эдипова комплекса у психотических пациентов, состояние, которое называют "пре-Эдип", "псевдо-Эдип". Псевдо-эдипов комплекс препятствует внутреннему развитию и сопровождается особой инцестуозной атмосферой, уничтожающей саму возможность для появления эдиповых фантазий, для их проигрывания и получения запрета на подобные потребности и стремления. Таким образом, инцест — это не реализация эдиповых фантазий, а наоборот, их отсутствие, запрет на них, отсутствие информации об отце, подмена его всемогущей матерью. "Везде, где дует ветер инцеста, устанавливается молчание", — говорит Ракамье.

Андре Грин в своей работе "Нарциссизм жизни и нарциссизм смерти" описывает, как из барьера, играющего защитную роль, нарциссизм начинает играть роль барьера, ограждающего нарциссическую пару от внешнего мира. Так возникает монада, будущая матрешка Ракамье, в которой все близкие связаны единой пуповиной. А пока в монаде "мать-дитя" один находится в другом и является его частью, как будто беременность продолжается и мать с ребенком все еще находятся в состоянии пренатального единства. Отец не может вторгнуться в монаду, он удаляется из жизни ребенка, а заодно из сердца матери и даже из ее воображения. Мужской образ интернализируется в мать, для своего потомка она становится и матерью, и отцом. В итоге вместо родительской пары получается "фаллическая мать", всемогущая и нарциссически совершенная — образ, дошедший до нас в тотемах архаических культур в образе Великой Матери, прародительницы всего живого.

Ант-Эдип основан на отсутствии желаний, чувств и фантазий по отношению к отцовской фигуре, к Третьему, который символизирует реальность и способен разделить пару "мать-дитя". Ведь разрешение Эдипова комплекса внутри этой пары невозможно, в ней устанавливается симбиоз между матерью и ребенком. По мнению французского психоаналитика Сержа Лебовиси, на симбиотической стадии мать и ребенок неразделимы, растворены друг в друге, между ними устанавливается сильнейшая эмоциональная связь, благодаря которой ребенок чувствует себя защищенным. Этот симбиоз, взаимное нарциссическое соблазнение (да, в психоаналитической терминологии странностей до черта, привыкайте) и ощущение своего всемогущества необходимы младенцу для выживания, для нормального развития. Но только в ходе индивидуации, отделения от материнской фигуры ребенок прощается с нарциссическим всемогуществом (весьма болезненно) и переходит на следующую ступень психического развития. Такова норма.

Патология начинается тогда, когда симбиоз мешает внутреннему росту, блокирует развитие внутрипсихического пространства и выходит за разумные возрастные рамки. Мать фактически удерживает ребенка возле себя, не позволяя ему взрослеть и развиваться в самостоятельную личность. В психике такого индивида велик риск формирования пограничных структур, основанных на злокачественном нарциссизме. Инцестуозные отношения матери и ребенка, в которых все смешано, в которых есть всемогущество, но нет места ни для реальности, ни для фантазий, лишают ребенка возможности сепарации, не позволяют разделиться с матерью и нормально развиваться.

Инцестуозность и патологическую симбиотическую любовь, запрещающую сепарацию, можно рассматривать как запрет на жизнь. Если Эдип символизирует влечение к жизни, то ант-Эдип, отвергающий разделение и сексуальные желания, представляет собой зависимость от матери, невозможность иметь отношения с третьим. В отличие от Эдипа, в ант-Эдипе нет триады "отец-мать-дитя", отец исключен из этих отношений, поэтому сексуальный конфликт имеет свою собственную специфику. Он завязывается вокруг стремления ребенка к первичному слиянию с матерью — с одной стороны, и желанием сепарироваться от матери — с другой. Мать использует ребенка в своих целях, как собственное нарциссическое продолжение, опираясь не на отца ребенка, а на предыдущие поколения, раскрывая в отношениях с ребенком фигуры своих предков, включая своего потомка в свою женскую линию, и никогда не передает ему семейные тайны и травмы, замалчивает их. В ант-Эдипе роль отца, его линия, отрицается, поэтому у ребенка складывается парадоксальное представление о своем происхождении: он как бы самозарождается от "начала всех начал", архаичной и всемогущей материнской фигуры — или от идеализированного предка по материнской линии. Эта концепция ненормальна, патологична.

Французский психоаналитик Пьер Жаме считает симбиотические отношения предпосылкой для возникновения психоза. Описывая симбиотические семьи, в которых царит инцестуозная атмосфера, в которых нет разницы полов и поколений, нет границ и дифференциации, в которых один включен в пространство другого, а семейные роли спутаны и смешаны, он предлагает образ матрешки — так называемой "матрешки Ракамье".

Спасибо Синильге за цитату из "Голема" Майринка, где дается образ "матрешки Ракамье" — почти за сто лет до появления самого термина!

— Да! У рыжей Розины тоже личико, от которого не скоро освободишься; из всех уголков и закоулков оно все появляется перед вами, — вдруг заметил Цвак, без всякого повода. — Эту застывшую наглую улыбку я знаю всю жизнь. Сперва бабушка, потом мамаша!.. И все то же лицо… и никакой иной черточки! Все то же имя Розина… Все это воскресение одной Розины за другой…
— Разве Розина не дочь старьевщика Аарона Вассертрума? — спросил я.
— Так говорят, — ответил Цвак, — но у Аарона Вассертрума не один сын и не одна дочь, о которых никто ничего не знает. Относительно Розининой матери тоже не знали, кто ее отец, и даже, что с ней стало. Пятнадцати лет она родила ребенка, и с тех пор ее не видали. Ее исчезновение, насколько я могу припомнить, связывали с одним убийством, происшедшим из-за нее в этом доме.
Она кружила тогда, как нынче ее дочь, головы подросткам. Один из них еще жив, — я встречаю его часто, — не помню только имени. Другие вскоре умерли, и я думаю, что это она свела их преждевременно в могилу. Вообще, из того времени я припоминаю только отдельные эпизоды, которые бледными образами живут в моей памяти. Был тогда здесь один полупомешанный. Он ходил по ночам из кабака в кабак и за пару крейцеров вырезывал гостям силуэты из черной бумаги. А когда его напаивали, он впадал в невыразимую тоску и со слезами и рыданиями вырезывал, не переставая, все один и тот же острый девичий профиль, пока не кончался весь запас его бумаги.
Я уже забыл теперь, из чего тогда заключали, что он еще почти ребенком так сильно любил какую-то Розину, — очевидно, бабушку этой Розины, — что потерял рассудок.
Соображая годы, я вижу, что это никто иная, как бабушка нашей Розины.


Ребенок, растущий в инцестуозном климате, чувствует, что не имеет права на разделение, он будто бы является семейным фетишем, объектом для материнского сверх-инвестирования, смыслом ее существования, ее нарциссическим расширением. А роль отца стерта, функция отца, который устанавливает границы и следит за выполнением закона, нивелирована, комплекс кастрации, который представляет собой табу на инцест и перенаправляет влечения по направлению к другим объектам, не проявляется.

Следствием этого запрета становится подмена либидо, стремления к жизни, стремлением к смерти — мортидо. Впрочем, это уже тема для отдельного рассказа.

Комментарии

( 40 комментариев — Оставить комментарий )
crazybard
7 июл, 2017 13:29 (UTC)
Настоящий писатель-классик - сразу сложное стало простым. Обязательно прочитаю книгу. Спасибо за информацию.
Ни в одной из книжонок, которые теперь заполняют полки книжных магазинов не описан песец который нас окружает. Да там даже "трудное детство" героев не описано как следует - хотя казалось бы возьми и прочти хоть какого-нибудь психолога на эту тему.

Edited at 2017-07-07 13:29 (UTC)
inesacipa
7 июл, 2017 13:49 (UTC)
Спасибо, дорогой друг. Классиком меня еще никто не называл! 😄

Но я и правда хочу разъяснять сложные вещи, а не запутывать читателя еще больше. В конце концов писатель для того и нужен, чтобы написанное им что-то открывало, а не закрывало окончательно.

Последний "Нацбест" вручили особе, которая выдала роман, где все персонажи ёб... тронутые. И название пафосное - "F20" - так в определителе МКБ-10 обозначается шизофрения. Ну что, психиатр поглядел в текст и поморщился: "Литературщина. Шизофреники так себя не ведут".

Очередная позорная победа нашей современной прозы. Хоть тег ставь "еще одна позорная победа" - и мочи под ним лауреатов. Вот только читать мейнстрим - каторга. Мало того, что аффтары врут, как сивые мерины, и бредят, как кобылы той же масти, так еще и слог у всех преотвратный. Графоманы, неучи и невежды.
(без темы) - crazybard - 7 июл, 2017 13:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 7 июл, 2017 14:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - crazybard - 7 июл, 2017 14:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 7 июл, 2017 14:34 (UTC) - Развернуть
yu_sinilga
7 июл, 2017 15:56 (UTC)
В этих семьях со структурой: бабушка - дочь - внучка - правнучка, - всё интересно происходит. Мужское начало изгнано абсолютно, царит матриархат, если муж (у дочери) появляется, "отсеявшись", он тут же изгоняется из пещеры старшей женщиной. Но тут начинается месть "отцовского права": внучка обычно влюбляется в мужчину, годящегося ей в отцы (четверть века разницы в возрасте между влюблёнными типична). Обычно это её профессор, если семья интеллигентна. Дома - драмы, от уговоров "роди - вырастим сами" до попыток самоубийства девчонки.

Наблюдала в жизни неоднократно.

(Майринковский пример тут в узком смысле взят, сам немецкий эзотерик подразумевал колесо сансары: его изначальная Розина действительно была той же самой Розиной, в круге демонических и безысходных повторений.)

inesacipa
7 июл, 2017 17:23 (UTC)
Майринк, конечно, имел в виду другое - собственный сюжет. Но как точно описал этих одинаковых рыжих Розин - совсем как ты семью, где "это один человек, а не четыре разных"! Я ведь и сама такое видела: о, думаешь, такая-то, совсем не изменилась! ну не мама же ее, хотя похожа... или это уже дочка? Ни одной новой черточки, даже различия во внешности сглажены.

И непременно какая-нибудь драма, которую всей семьей, навалившись, избывают бабкиными методами. Мужья в матриархате Великой Матери не приживаются - линяют, а дочери постоянно ищут замену отцовской фигуре, но тщетно.
(без темы) - yu_sinilga - 7 июл, 2017 18:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 7 июл, 2017 18:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yu_sinilga - 7 июл, 2017 19:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 7 июл, 2017 19:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yu_sinilga - 7 июл, 2017 20:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 7 июл, 2017 20:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yu_sinilga - 7 июл, 2017 20:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 7 июл, 2017 20:23 (UTC) - Развернуть
omega14z
7 июл, 2017 16:56 (UTC)
Как правило в таких семействах бабушки очень, очень хотят обзавестись внуками.. Но иногда система даёт сбой на последнем потомке, которому собственнические замашки родительницы не дают шансов найти себе пару, и тогда у нас получаются пятидесятилетние девственницы, чьё существование целиком и полностью подчинено родительнице..или одинокие пожилые холостяки, которые переживут своих мамаш ненадолго. Полностью утратив все зацепки, связывающие с жизнью.
Да вот хоть тот же мой брат.. покойник.
Он смог пожить лишь до тех пор, пока дядя был жив. А последние десять лет не выходил из дома. Мама не разрешала. Да и врачей она к нему тоже очень долго не звала: опасалась, что его заберут в больницу, а там - БАБЫ!Он сам уже и не возражал, он жил где-то во Внутренней Монголии...

Семейство с характерным сценарием..тоже несколько таких знаю. Страдать, страдать и ещё раз страдать - таков девиз у одних..Но там прямо живая иллюстрация..и нормальных на голову в этом семействе нет.

В другом месте можно наблюдать зарождение такой династии, тоже очень наглядно. Там мамаша уже просто одержима идеей "Она должна родить срочно. Для себя. Мы поднимем".
А причины..может и не всегда в обиде прабабушки на мужиков. Там могут запросто вылезти и более сочные тараканы. Вроде махровых комплексов, культивируемых с детства. При таком раскладе до обид от мужиков банально дело не доходит.
inesacipa
7 июл, 2017 17:41 (UTC)
Психологи, как я поняла, имеют в виду не только реальную трагедь, но и вариант комплекса Золушки или Алисы в Стране чудес, амазонки или Титании, когда то ли мечты о принце, то ли отвращение к реальным кандидатам на их благосклонность побуждают женщину обойтись вместо мужика Внутренней Монголией. Хотя даже реальную трагедию можно пережить, не сливаясь в монаду.

Откуда в такой семье взяться нормальным? Мать довольно быстро калечит детей под себя, чтобы ни-ни, никаких сторонних особей в ее паноптикуме! Им и так хорошо. А в наше время, когда страх перед реалом у молодого поколения все растет, растет и количество подобных странных семейств, где одна за всех и все за одну - или мама быстро-быстро пожирает сына, боясь, как бы он не достался "недостойной".
mareicheva
19 июл, 2017 21:25 (UTC)
А самый кайф при этом (для крокодительницы) еще и гнобить эту девственницу за то, что она замуж не вышла и внуков на съедение не предоставила. Ну, чтоб наверняка убедилась, что никому не нужна, кроме мамы, и не делась никуда.
(без темы) - inesacipa - 19 июл, 2017 21:45 (UTC) - Развернуть
kosenko_danila
7 июл, 2017 17:06 (UTC)
А в каком возрасте запускается этот механизм? Например, у девочек. Если была до 5 лет дочки мать-одиночка, а потом вышла замуж и родить ещё дочку, успевает ли поправиться этот перекос у старшей? Или это только про мальчиков и матерей-одиночек в данном случае?
inesacipa
7 июл, 2017 17:47 (UTC)
Такие замуж не выходят. Если вышла снова замуж - значит, никаких монад, просто человек пережил разрыв, чего в жизни не бывает. То есть никаких вариантов типа "у тебя нет и не было отца, нам и так хорошо". Да и среди матерей-одиночек спятивших "Великих матерей" не так уж много.

Речь именно о патологическом семейном сценарии, в котором мужчины не приживаются совсем - или наоборот, у матери рождается сын, которого очень быстро превращают в собственность родительницы, отгородив от внешнего мира. Вон, прочти рассказ Омеги о матери, которая к сыну врачей не звала, чтобы его не забрали в больницу и не окрутили БАБЫ. До такого уровня инцестуозности еще дойти надо.
(без темы) - kosenko_danila - 7 июл, 2017 18:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 7 июл, 2017 18:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 8 июл, 2017 07:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 8 июл, 2017 10:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kosenko_danila - 8 июл, 2017 10:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 8 июл, 2017 10:47 (UTC) - Развернуть
crazybard
8 июл, 2017 08:03 (UTC)
Эмодзи уже тянут на обложки
https://cs541605.userapi.com/c837237/v837237088/58cee/Qfw7sx0XIw4.jpg
И книгу дают вместе с журналом
https://pp.userapi.com/c837621/v837621137/41850/o0Ta57P8ICo.jpg
И даже Веллер докатился
https://pp.userapi.com/c840136/v840136810/10813/eZIo2BFDB6I.jpg

Описание:
Что произойдет, если «Аврора» вдруг снимется со своей вечной стоянки в Петербурге и отправится в Москву — наводить орудия на Кремль? А по дороге ее экипаж в черных кожанках и с маузерами в руках примется наводить порядок в стране? Отныне судьба России будет вершиться на палубе легендарного крейсера, а один из его офицеров будет назначен, ни много ни мало, нашим новым президентом. Захватывающий сюжет, блестящий стиль повествования и разговор о проблемах, которые волнуют миллионы наших сограждан, поднимают этот роман на вершину творчества Михаила Веллера.

Edited at 2017-07-08 08:05 (UTC)
sumerla
8 июл, 2017 08:46 (UTC)
На третьей обложке примерещилось лишнее "д".
(без темы) - inesacipa - 8 июл, 2017 10:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 8 июл, 2017 10:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - crazybard - 8 июл, 2017 11:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 8 июл, 2017 11:37 (UTC) - Развернуть
tusyaelenko
8 июл, 2017 09:14 (UTC)
Знала я одну такую семейку. До сих пор как вспомню, так вздрагиваю.
Бабушка там была... о, такая Великая Мать, что куда там архаическим культурам. Отец ее погиб в ВОВ, после чего она, видимо (поди знай, все ли в ее рассказах было правдой) сожрала свою мать, следом - дочь, и вот на моих глазах доедала внука. Честно, у меня от этого зрелища только именно такой вот гастрономический оборот в голову всегда приходил. Потому что выглядели они как пустые оболочки, начисто лишенные своего "я" и полностью подчиненные. А глава их семейства думала, решала и команды раздавала с трона. Причем подавала это все как проявление своей великой любви и свой беспримерный подвиг, о чем твердила всякому готовому слушать.
Почитать я бы о таком почитала. Дома, в безопасности. А вот при личной встрече вечно хотелось бежать, не оглядываясь)))
inesacipa
8 июл, 2017 11:14 (UTC)
Между тем многие даже не понимают, что это не "хорошая, крепкая семья, где уважают старших", а черт-те что, ад, который люди носят с собой и передают по наследству. Их не предупредили об опасности, а интуиция у большинства людей не настолько сильна, чтобы срабатывать при виде психического нездоровья, даже массового.

Если вам захочется о таком почитать, я здесь выкладываю под замком роман "Двутелый андрогин" под одноименным тегом (я вас зафренжу и вы его увидите). Но, предупреждаю, роман:
а) ОЧЕНЬ большой, около 25 авторских листов;
б) фантастический, хотя фантастических допущений там ровно 1 штука, остальное более ли менее реалистично;
в) вышел на финишную прямую, но еще листов пять продлится. Финал сливать я не люблю и не умею.
Хотя могу обещать, что допишу эту вещь в любом случае.
(без темы) - tusyaelenko - 8 июл, 2017 14:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inesacipa - 8 июл, 2017 14:55 (UTC) - Развернуть
ochevidetz
10 июл, 2017 00:40 (UTC)
Очень интересно было. Спасибо.
inesacipa
10 июл, 2017 06:27 (UTC)
Не за что. Рада, что вам было интересно.
( 40 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   



Метки




Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner